На факультете ППиСО создали чат-бот для профилактики выгорания у молодых педагогов
Профессия учителя обладает рядом специфических характеристик, одна из них – постоянное взаимодействие с детьми. Представители этой специальности, выстроенной по схеме «человек – человек», гораздо больше подвергаются стрессу. Согласно результатам опроса, представленного в материале ТАСС, учителя возглавили топ самых «стрессовых профессий», обогнав операторов колл-центра, таксистов и врачей.
Подвергаясь постоянному стрессу, педагоги рискуют столкнуться с эмоциональным выгоранием, а оно влечёт за собой негативные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Для предотвращения подобных явлений студентки 4 курса факультета психолого-педагогического и специального образования Валерия Репринцева, Алёна Галкина и Алина Мирзоян создали чат-бот для психологической профилактики профессионального выгорания у молодых учителей. Свой проект они разрабатывают под руководством сразу трёх специалистов – заведующего кафедрой социальной психологии образования и развития Р.М. Шамионова, профессора той же кафедры Т.В. Белых и доцента кафедры педагогической психологии и психодиагностики И.В. Малышева. Помимо того, студенткам помогают начинающие IT-специалисты, студенты факультета КНИиИТ Саратовского университета.
Проект «Создание чат-бота психологической профилактики профессионального выгорания молодых учителей» разрабатывается в рамках федеральной программы «Стартап как диплом».
Идея проекта, по словам Валерии Репринцевой, навеяна современными тенденциями, которые происходят в образовательных учреждениях. Дело в том, что молодые педагоги, проработав в школе 3-5 лет, уходят из профессии. И это связано с физическим и эмоциональным истощением, возникающим на фоне продолжительной работы с людьми. В большинстве случаев рабочее время учителя выходит за рамки уроков в школе. Из-за развития технологий педагог буквально потерял личное пространство, потому что в мессенджерах и в социальных сетях к нему в любое время могут обращаться родители.
«Мы решили создать чат-бот, который будет работать в мессенджере "Telegram". Основная его цель – это профилактика профессионального выгорания у молодых учителей. Чат-бот сначала диагностирует состояние пользователя, а затем в зависимости от результата даёт рекомендации, которые помогут ему изменить своё самочувствие», – поделилась Валерия.
Чат-бот – это автоматическая система для общения с пользователями, которая работает на основе алгоритмов. Если представить эту систему, то она представляет собой активатор в виде команды «/start» и запрограммированные сообщения. Чтобы начать общение с «виртуальным психологом» нужно поздороваться, назвать своё имя и рассказать о своём самочувствии. Для проведения экспресс-диагностики бот предложит пройти небольшой тест, и по его результатам он составит конкретные рекомендации.
Можно сказать, что у чат-бота есть все шансы стать «первой помощью» для педагогов, столкнувшихся с выгоранием. Следование тем рекомендациям, которые сгенерирует «виртуальный психолог», поможет облегчить состояние или даже справиться с эмоциональным напряжением.
Концепция проекта чат-бота для молодых учителей уже зарекомендовала себя на Всероссийской акселерационной программе. Студентки одержали победу в номинации «Медицина и здравоохранение» и были награждены дипломом R&D акселератора, организованного Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Напомним, Саратовский университет принимает участие в федеральной программе «Стартап как диплом». В этом году в рамках этой программы студенты вместе со своими научными руководителями представят 8 стартап-проектов в качестве выпускных работ.
Аэлита Пономарёва, фото из личного архива героев