ООП магистратуры «Диагностика и коррекция психического развития» по направлению «Психолого-педагогическое образование» нацелена на углубленную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов-психологов широкого профиля, обладающих профессиональными компетенциями в области практической психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы и способных к самостоятельной научной и практической деятельности и связана с обеспечением функционирования психологических служб в сферах образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной помощи и ряда других.
Уникальность магистерской программы заключается в реализации комплексного подхода, сочетающего широкий диапазон научных знаний, накопленных в отечественной и зарубежной психологии образования и результатов оригинальных исследований, проведенных научными коллективами кафедр Социальной психологии образования и развития и Педагогической психологии и психодиагностики СГУ и сотрудничающих с ними ученых – узких специалистов в данной области. Инновационный характер программы определяется охватом всего спектра социальной ситуации развития ребенка и взрослого и опорой на зону актуального и потенциального (ближайшего) развития с возможностью разработки коррекционно-развивающих программ. Разработка программы ведется с учетом сетевой формы взаимодействия с другими вузами и организациями.
Магистр решает такие профессиональные задачи, как проведение психологического (диагностического) обследования детей и взрослых, изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического и социально-культурного развития учащихся разных возрастов, организация эффективной образовательной среды для обучающихся с трудностями обучения и поведенческими проблемами, организация и осуществление коррекционных, развивающих и реабилитационных мероприятий, создание методов и средств диагностики психического развития и его нарушения, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса и др.
В процессе обучения студенты изучают следующие дисциплины.
- Основы психометрии и конструирования психодиагностических инструментов
- Модификация и адаптация психологических тестов
- Методы активного обучения в коррекции межличностных отношений
- Психодиагностика межличностных отношений
- Психодиагностика возрастного развития
- Психокоррекция возрастного развития
- Организационная психология в образовательных учреждениях
- Разработка профилактических, коррекционных и развивающих программ
- Диагностика и экспертиза образовательной среды
- Психологическое консультирование субъектов образования
- Организация профориетационной службы
- Кадровый консалтинг
- Психодиагностика и коррекция трудностей обучения
- Диагностика и коррекция поведения в образовательном учреждении
и ряд других дисциплин.
Программа предполагает формирование следующих компетенций: способность организовать исследование актуального уровня и психологических проблем развития учащихся разного возраста; анализ и моделирование психолого-педагогических явлений в образовании; умение использовать методы психологического консультирования детей и подростков, а также взрослых участников образовательного процесса; знания о способах работы с трудностями, возникающими у человека в различных жизненных ситуациях; умение работы с трудными подростками; умение организовать группу и навыки проведения социально-психологического тренинга; способность разрабатывать новые, модифицировать и адаптировать известные методы психологической диагностики для целей образования; владение методами качественной интерпретации результатов диагностики и постановки психологического диагноза; способность соотносить возрастные и индивидуальные показатели развития в конкретных культурно-исторических условиях и др.