Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

26 сентября на площадке Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, состоялось открытие семинара «Особой семье – особую поддержку».

Активное участие в обсуждении практик работы с семьями и особыми детьми приняли представители научного сообщества, государственных и общественных организаций, родители, студенты.

«Мы собрались здесь с очень важной миссией – поделиться опытом, обменяться мнениями и методиками, которые в дальнейшем смогут пригодиться нашим преподавателям и научным работникам в практической деятельности. Наш центр достаточно молодой, но уже успел заявить о себе. В его структуре три лаборатории, в которых трудятся наши преподаватели, а студенты проходят практику. Деятельность структуры напрямую нацелена на поддержку семей, имеющих детей с особенностями развития. На различных направлениях подготовки нашего Педагогического института СГУ обучают специалистов, способных помогать таким семьям», – обратилась к коллегам проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова.

«Отрадно, что семинар проходит в Саратовском университете в Год семьи, – отметил заместитель руководителя по организационной работе научного медицинского центра СГУ А.В. Слепнев. – Ваш труд сложно переоценить, вы занимаетесь сверхважными вещами на фронтирах науки, работаете с детьми и решаете значимые общественные задачи».

С видеообращением к участникам научно-методического семинара выступила исполняющая обязанности директора Педагогического института Т.Г. Фирсова.

«Для нашего университета вопросы культивирования инклюзивной культуры, создания доступной среды, научного поиска механизмов интеграции и реабилитации являются приоритетными. Наша с вами общая задача – сделать каждого ребёнка счастливым и успешным, чтобы синтез науки и практики, которые олицетворяют наш центр и Педагогический институт, позволили превратить ограниченные возможности в безграничные», – отметила Т.Г. Фирсова.

По мнению и.о. декана факультета психолого-педагогического и специального образования Т.Ф. Рудзинской, семья является базовой точкой развития каждого человека.

«Недооценивать вклад семьи в развитие ребёнка с ограниченными возможностями нельзя. Механизмы выстраивания взаимоотношений с ребёнком, родителями, вопросы его социализации являются ключевыми как для практиков, так и для всех нас с вами», – считает Т.Ф. Рудзинская.

Руководитель научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, СГУ М.Д. Коновалова напомнила, что в  этом году структуре исполняется пять лет.

За этот период центру удалось наладить контакты с семьями, имеющими детей с особенностями развития. Специалисты подразделения оказывают психологическую помощь родителям, организуют психолого-педагогическое сопровождение детей. Здесь же проводятся научные исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

«Мы готовы и к такому важному направлению, как апробация инновационных методов и подходов в коррекции нарушений и оказании психологической помощи детям, которые в этом нуждаются», – поделилась ближайшими планами с коллегами М.Д. Коновалова.

Продолжили выступления участников научные сообщения, затрагивающие проблематику работы с семьями, имеющими особенных детей:

  • о специфике детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, говорили доцент кафедры реабилитационных технологий СГУ Е.С. Гринина и доцент кафедры логопедии и психолингвистики Т.Ф. Рудзинская;
  • ключевые аспекты семейной социализации детей с ОВЗ в своём докладе обозначила доцент кафедры коррекционной педагогики Л.Л. Васильева;
  • руководитель центра М.Д. Коновалова посвятила своё исследование изучению психологического состояния матерей, воспитывающих детей с ОВЗ;
  • с практикой сопровождения замещающих семей познакомила заведующая отделом психолого-педагогической и медико-социальной помощи приёмным семьям школы-интерната АОП № 5 Е.В. Баннова;
  • вопросы интеграции православных ценностей в психологическую помощь и поддержку родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, затронул настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, магистрант факультета ППиСО С.Ю. Сивоплясов;
  • педагоги Саратова и Петровска представили проект по созданию развивающего пространства для семей, воспитывающих детей с ОВЗ; его научный руководитель – заведующая кафедрой коррекционной педагогики Ю.В. Селиванова.

В рамках программы семинара представители НКО поделились опытом работы по поддержке семей, воспитывающих особенных детей. На базе центра содействия и социальной адаптации инвалидов «Развитие» прошли мастер-классы по флористике и кулинарии в рамках реализации проекта «Территория развития самостоятельности». Их участниками стали дети с ментальными особенностями развития.

Цикл мероприятий, приуроченных к Году семьи, подготовлен Научно-методическим центром психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, совместно с Педагогическим институтом и факультетом психолого-педагогического и специального образования СГУ.