Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
04.10.2024 / 15:02
Текст:  По материалам общества «Знание»
Фото:  Архив организаторов

Cтартовал цикл научно-популярных лекций для школьников, посвящённый актуальным вопросам современной физики в рамках трека «Знание.Наука» от Российского общества «Знание». Занятия преподавателей СГУ – лекторов общества «Знание» прошли на площадках нескольких школ региона. Они рассказали о физических явлениях, которые используются в современной технике, медицине, науке.

Доцент кафедры электроники, колебаний и волн А.В. Титов объяснил ребятам основные принципы работы устройств вакуумной сверхвысотной частотной электроники и рассказал о сферах их применения. Школьники окунулись не только в историю развития СВЧ-электроники, но и познакомились с основными типами устройств, ежедневно используемых в системах связи, научных исследованиях, медицине, промышленности.

Его коллега, доцент кафедры физики открытых систем М.О. Журавлев прочитал школьникам 7 и 8 классов лекцию на тему «Методы нелинейной динамики в медицине: особенности меж- и внутри полушарной синхронизации в электрической активности головного мозга у пациентов с апноэ».

«У нас было не простое занятие, а урок-дискуссия. Приятно было видеть, что школьникам интересно, они с удовольствием участвовали в обсуждении последних достижений в области медицины сна. Я рассказал им об особенностях проведения междисциплинарных исследований, а также возможностях применения научных результатов в практической медицине», – отметил Максим Олегович.

Вместе со старшими коллегами перед школьниками выступил аспирант кафедры физики открытых систем И.О. Фильченков. В своей лекции «Как учёные исследуют живые системы с помощью физики волн?» он рассказал про Мандельштам-Бриллюэновскую спектроскопию как о перспективном методе для исследования волновых процессов как в твёрдых телах, так и в живых системах. Это позволит изучать свойства клеток в биомедицинских приложениях неинвазивным и безметочным способом.

Доцент кафедры радиофизики и нелинейной динамики Н.И. Семёнова провела лекцию о нейронных сетях и их применении в промышленности, науке и обычной жизни. Школьники познакомились с примерами современных нейронных сетей для обработки изображений, генерации текста, фотографий и видео, а также поднимались вопросы этики использования нейронных сетей.

О том, что такое хаос и стоит ли его бояться, рассказал доцент кафедры радиофизики и нелинейной динамики Е.В. Рыбалова. Участники лекции узнали, чем отличается случайность от хаоса, что такое детерминированной хаос, какие системы реального мира показывают подобную динамику и что такое эффект бабочки.

Для учеников 9 и 10 классов уроки-дискуссии на темы «Магнитные явления в биологических системах» и «Зачем физику изучать экономику?» провела доцент кафедры материаловедения М.В. Ломова. Мария Владимировна обсудила последние научные достижения в области биофизики, классической физики и в смежных дисциплинах.

Перед школьниками также выступил доцент кафедры радиофизики и нелинейной динамики А.В. Бух. «Мы с ребятами обсудили очень актуальную тему – развитие коммуникационных сетей, их историю. Например, школьникам было интересно узнать об истории развития технологий общения на расстоянии, кодировании, шифровании. Они внимательно слушали лекцию о проблеме квантового превосходства и необходимости в ближайшем будущем использовать принципиально новые методы шифрования, основанные на физических законах. Уверен, в будущем кто-то из ребят может выбрать это направление своей профессией», – отметил Андрей Владимирович.

Перед школьниками 8–11 классов школы села Генеральское имени Героя Советского Союза Р.Е. Ароновой Энгельсского муниципального района выступила ассистент кафедры нелинейной физики А.Б. Хутиева с лекцией «Как спиновые волны помогают преодолеть предел дифракции и почему это важно для устройств электроники будущего». В своём выступлении она рассказала про отличия устройств спинтроники от устройств традиционной электроники.

Всего с начала реализации проекта «Знание.Наука» в регионе прошло около 30 лекций трека «Знание.Наука», слушателями которых стали почти 800 школьников и студентов.