Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В библиотеке Колледжа радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова прошёл цикл библиографических обзоров в помощь учебному процессу по ОУП.02 Литература.

«Читая авторов, которые хорошо пишут,

привыкают хорошо говорить».

Вольтер

С 16 по 24 сентября 2024 года в библиотеке Колледжа радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова прошли библиографические обзоры книжной выставки-просмотра «По волнам литературных юбилеев» в помощь учебному процессу по ОУП.02 Литература, а также в рамках реализации библиотечного проекта по популяризации печатных изданий среди молодёжи. Выставку посетили студенты групп 5101, 6101, 9171, 9172 (преподаватель – Скрипник О. А.) и 1101, 2101, 9161, 9162 (преподаватель – Хохлова Е. В.).   

Библиограф КРЭ Юрина Вероника Алексеевна рассказала студентам первых курсов колледжа о жизни и творчестве писателей-юбиляров сентября и познакомила их с изданиями, представленными на выставке. Читатели библиотеки колледжа узнали, что экспозиция состояла из трёх разделов: «Жизнь как факел», «Неисчерпаемость таланта» и «Солдат войны и прозы». Так, в разделе «Жизнь как факел» присутствующие познакомились с творчеством Николая Алексеевича Островского, который вошёл в историю как автор романа «Как закалялась сталь» и как человек, поразивший мир беспредельным мужеством, и интересными фактами из его биографии. Учащиеся колледжа обсудили образ главного героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина, ответили на вопрос, почему для многих поколений советской молодёжи автобиографичный герой романа стал нравственным образцом, и пришли к выводу, что есть люди, имя которых вызывает восхищение. В разделе «Неисчерпаемость таланта» посетители библиотеки заслушали автобиографическое письмо Андрея Платоновича Платонова и попытались разобраться в его творческой деятельности. Затем читателям был представлен обзор программных произведений А. П. Платонова, пробуждающих живую мысль и вызывающих яркие эмоции и сильные чувства. Учащиеся колледжа смогли узнать авторский стиль писателя, в котором он умело использовал приём отстранения, заставляющий читателя заострять внимание на тексте за счёт эффекта неожиданности. В разделе «Солдат войны и прозы» читатели смогли составить представление о нелёгком жизненном и творческом пути писателя Константина Дмитриевича Воробьёва. Библиограф КРЭ Юрина В. А. провела обзор представленной литературы, где особое внимание было уделено программным произведениям писателя: «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!», в которых писатель отразил всю правду о войне, все ужасы плена и фашистского концлагеря.

1 сентября этого года исполнилось 125 лет со дня рождения русского советского писателя-прозаика, ровесника трагического века в русской литературе, обладавшего уникальным творческим дарованием, Андрея Платоновича Платонова. Это прекрасная возможность вспомнить о его вкладе в литературу и культуру. Андрей Платонович Платонов (1899-1951) – русский писатель, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист и литературный критик, военный корреспондент, инженер и изобретатель. Родился в Воронеже. Участвовал в сражениях Великой Отечественной Войны и получил звание майора.

Андрей Платонов вошёл в мировую литературу как создатель социально-философских романов, повестей и рассказов. Он известен читателю как талантливый, оригинальный и самобытный автор, мастер прозы, умевший постичь самую суть предметов и явлений, самое сокровенное в человеке. Его по праву считают одним из наиболее замечательных и лучших литераторов первой половины XX века.

Его творчество – это зеркало нашей эпохи, отражающее как радости, так и вызовы, с которыми столкнулись люди в разные исторические моменты. Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и пр., и самобытная манера повествования. Его произведения наполнены поразительной шероховатостью слов и огромным количеством метафор. Его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными, например, для детской речи.

К числу же ключевых мотивов в творчестве Андрея Платонова относится тема смерти и её преодоления. Подобно чистому роднику, пробившемуся через преграды, звучит сегодня его голос, трогая самые сокровенные глубины души, вызывая сочувствие к человеку, обречённому на страдания и смерть.

После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы. Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма. Большую известность получают военные рассказы: «Одухотворенные люди» и др.

В пятидесятых годах Платонов сосредоточил своё внимание на литературной обработке народных сказок. Известными в творчестве Платонова стали повести «Епифанские шлюзы», «Река Потудань» и «Происхождение мастера». Одни из самых значимых своих произведений Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом-утопией «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми.

Наследие писателя – художественное, научно-техническое, а также философское – одно из масштабных и уникальных явлений в истории литературы советской эпохи. Его книги пробуждают и делают острее чувство Родины, будь это вся наша страна, родной город, село, родной дом или семья, что делает литературное наследие Андрея Платоновича прочно вошедшим в золотой фонд отечественной и мировой классики ХХ века.

В разделе экспозиции «Неисчерпаемость таланта», посвящённом юбилею писателя, были представлены произведения Андрея Платонова – романы, повести, рассказы, очерки, раскрывающие уникальный мир писателя («Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море», «Сокровенный человек», «Повести и рассказы», «Живя главной жизнью», «Потомки Солнца», «Государственный житель», детские рассказы и сборники сказок «Июльская гроза», «На заре туманной юности»), а также журнальные публикации о его судьбе и творческом пути. В этом разделе студенты-первокурсники также смогли найти неизвестный цветок из одноимённого рассказа А. П. Платонова

Благодаря книгам Андрея Платонова, представленным в этом разделе, студенты смогли представить уникальный художественный мир самобытного мастера слова, нравственно-мировоззренческие идеи его творчества. Это была не просто выставка, а прекрасная возможность вместе отпраздновать наследие одного из самых глубоких и ярких голосов русской литературы.

«Нет на свете хуже тех минут, когда человек вдруг поймёт, что всё, что предстояло сделать, – сделано, пережито, окончено!..» – Константин Воробьёв.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло почти 80 лет, но по-прежнему жив в нашей памяти Великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые тяготели к героико-романтическому изображению войны, описывали будни войны и рядовых её участников. Среди таких писателей наиболее ярко и отчётливо изображение Великой Отечественной войны представлено в творчестве Константина Дмитриевича Воробьёва.

24 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося писателя-фронтовика, участника Великой Отечественной войны, патриота Родины, лауреата литературных премий имени преподобного Сергия Радонежского и Александра Солженицына, одного из ярких представителей «лейтенантской прозы» Константина Дмитриевича Воробьёва. 24 сентября он считал своим вторым Днём рождения. Именно в этот день более 80 лет назад советскому военнопленному Константину Воробьёву удалось бежать из фашистского плена. Писатель часто обращался в своём творчестве к событиям коллективизации, сталинских репрессий. Поэтому при жизни К. Д. Воробьёва многие его рассказы и повести были запрещены цензурой или печатались с сокращениями. Так, повесть «Это мы, Господи!..» увидела свет уже после смерти К. Воробьёва, через 40 лет после того, как была написана. Это – одно из немногих в отечественной военной прозе произведений, целиком посвящённое судьбам советских солдат в немецком плену.

Сегодня за Константином Воробьёвым твёрдо закреплено место в первом ряду военных писателей. И это справедливо. Он был одним из первых наших писателей, кто нашёл в себе мужество замолвить слово за незаслуженно выпавших из списка героев войны. Понятие «военный писатель» включает в себя нечто большее, нежели тот факт, что человек воевал, а потом писал о войне. Здесь прежде всего имеется в виду сам характер писателя – боевой, военный.

Всю жизнь Константина Воробьёва, яркого представителя послевоенной прозы, можно проследить по его произведениям. Он писал о том, что пережил сам: коллективизацию, фронты Великой Отечественной, немецкий плен, партизанщину, сумев сохранить и высокую стать души, и прямоту сердца, и завоёванное всей историей человечества гордое право называть себя человеком. В своих книгах К. Д. Воробьёв раскрывает психологию персонажей в сложных, необычных, порой трагических обстоятельствах. Его повести и рассказы выстраданы, правдивы и страшны, а переживания героев, их печали и радости созвучны судьбам миллионов советских граждан.

Главная моральная тема для К. Воробьева – «остаться на войне человеком». Константин Воробьёв рассказал о своём ровеснике, который не только не сломился после всех испытаний, но вышел из них закалённым и мужественным, с неистребимым запасом доброты и отзывчивости, ещё раз доказав, что настоящий человек способен сохранить твёрдость и достоинство перед лицом самой страшной опасности.

Природный дар писателя, повенчанный с праведным служением истине, гражданским долгом дал ему возможность стать настоящим мастером слова и оставить после себя богатое литературное наследие. Несмотря на не долгий творческий путь талантливого советского писателя Константина Воробьёва – всего 20 лет, его замечательные повести вошли в сокровищницу советской литературы. Всего Константин Дмитриевич опубликовал более тридцати рассказов и очерков, а также десять повестей, которые несут в себе правду чувств, мыслей, заряд высокой нравственности. В героях книг Воробьёва соединены и современность, и прошлое, без которого нет будущего.

В разделе экспозиции «Солдат войны и прозы», посвящённом юбилею Константина Воробьёва, были представлены такие произведения писателя, как «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!..» и др. Тот, кто прочитает книги К. Воробьёва впервые, будет шокирован, но это взгляд человека, прошедшего через все ужасы плена и фашистского концлагеря. Также здесь можно было найти символы памяти и уважения к подвигу советских воинов, защищавших Россию во время Великой Отечественной войны (георгиевские ленточки, красные звёзды, вечный огонь и солдатскую пилотку).

29 сентября исполняется 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Островского – выдающегося русского советского писателя, драматурга, автора знаменитого, невероятно популярного в советские годы романа «Как закалялась сталь», прославившего его как одного из ярких «летописцев» революционного поколения, легендарного советского революционера, человека удивительной судьбы, поразившего мир беспредельным мужеством, человека, чей личный подвиг и нетленные произведения стали ориентирами в выборе жизненного пути для миллионов юношей и девушек, а герой его романа «Как закалялась сталь» Павка Корчагин – идейным и нравственным образцом.

Есть люди, имена которых вызывают чувство восхищения. Среди них – имя Николая Островского, поистине, человека – легенды. Он стал писателем, будучи полностью неподвижным и слепым. Примером своей жизни он доказал, что можно сохранить человеческое достоинство и найти смысл жизни в самых безысходных ситуациях. Он не дал себя сломить тяжелейшей болезни, сумел найти своё место в жизни и создал знаменитый роман «Как закалялась сталь» – уникальное произведение советской литературы, ставший символом революционной эпохи. Книга вышла за рамки чисто литературного текста, она стала учебником мужества. Сотни людей, попавшие в тяжёлую ситуацию, в этой книге нашли для себя спасительное лекарство, которое помогло выжить «даже тогда, когда жизнь становится невыносимой…». Роман «Как закалялась сталь» – это настоящий гимн сильному духом человеку, не сломавшемуся под давлением обстоятельств, а продолжившему своё правое дело. Роман «Как закалялась сталь» стал очень популярным в Советском Союзе и за его пределами. Он был переведён на многие языки мира и издавался миллионными тиражами.

В разделе экспозиции «Жизнь как факел», посвящённом юбилею писателя, были представлены отдельные издания романов «Как закалялась сталь» (которому в этом году исполнилось 90 лет), «Рождённые бурей», которые повествуют о судьбах молодых людей во время Гражданской войны начала прошлого столетия и о становлении революционного самосознания трудящихся в переломный момент истории нашей страны. Главные герои романов противостоят капиталистической власти и иностранным интервентам. Также материалы, связанные с созданием романа «Как закалялась сталь», а также книги и журнальные публикации о жизни и творчестве писателя. Студенты смогли ознакомиться с биографией писателя, узнать о его участии в Гражданской войне и создании главного произведения его жизни.

Николай Островский умер в 1936 году в возрасте 32 лет, всё же оставив после себя яркий след в советской культуре. На многие годы Островский стал символом стойкости, его имя носили улицы, школы, разные учреждения в Советском Союзе.

Раздел экспозиции будет интересен всем, кто интересуется историей советской литературы, а также любителям творчества Николая Островского. Приглашаем всех желающих познакомиться с жизнью и творчеством незаслуженно забытого советского писателя Николая Алексеевича Островского!

Экспонируемая литература:

Приходите к нам в библиотеку!