19 сентября 2024 года в Колледже радиоэлектроники им. П.Н.Яблочкова прошел классный час для студентов 1-3 курсов из серии «Разговоры о важном. Дорогами России». История железнодорожного транспорта в нашей стране насчитывает почти 200 лет, железные дороги росли, прокладывали новые маршруты, объединялись, меняли имена и облик. Сегодня общая протяжённость железнодорожных путей в нашей стране составляет 85600 километров. Железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы России. Ребята вспомнили самые известные железные дороги России, от Царскосельской до БАМа, историю их развития и изменения. Для нас, пассажиров, железная дорога — это путешествие, немного приключение, впечатления от бескрайних просторов России, ее разнообразия. В настоящее время действуют 53 железнодорожных туристических маршрута, планируется увеличивать их количество.
Российские железные дороги — это огромная и сложная система, включающая в себя тысячи километров путей, сотни вокзалов, миллионы пассажиров и грузов. И конечно, это не только поезда, а прежде всего — люди. За комфортом и безопасностью каждой поездки стоит огромный труд тысяч профессионалов, работающих в РЖД.
ОАО «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний.
По итогам беседы студенты пришли к выводу, что железные дороги России — это мощный высокотехнологичный комплекс. Один из флагманов нашей экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. При этом упор делается именно на отечественные разработки, на использование российского программного продукта.
Вторым блоком открытого классного часа была беседа-лекция зав.библиотекой Е.А. Машаровой о П.Н. Яблочкове, которому 14 сентября исполнилось 177 лет.
Павел Николаевич Яблочков - русский военный инженер и изобретатель. Павел Николаевич Яблочков родился в небольшом селе Яблочково (Жадовка) Сердобского уезда Саратовской губернии. Недолго проучившись в Саратовской мужской гимназии, Павел отправился в Петербург. Закончив Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге (1863–1866), П. Н. Яблочков служил в Киеве в сапёрном батальоне. Оставив военную службу, он занял место начальника телеграфа на Московско-Курской железной дороге. Уже в начале своей службы П. Н. Яблочков создал «черно-пишущий телеграфный аппарат».
П. Н. Яблочков был членом кружка электриков-изобретателей и любителей электротехники при Московском политехническом музее. Здесь он узнал об опытах А. Н. Лодыгина по освещению улиц и помещений электрическими лампами накаливания, после чего решил заняться усовершенствованием существовавших тогда дуговых ламп.
Весной 1874 года Яблочкову представилась возможность практически применить электрическую дугу для освещения. Из Москвы в Крым должен был следовать царский поезд. Администрация Московско-Курской дороги предложила Яблочкову как инженеру осветить этому поезду железнодорожный путь ночью. Это был первый во всем мире проект по освещению железных дорог с помощью электричества.
В октябре 1875 года П. Н. Яблочков уезжает за границу, чтобы показать на Всемирной выставке в Филадельфии свои изобретения. К началу весны 1876 года Павел Николаевич завершил разработку конструкции электрической свечи и 23 марта 1876 года получил в Париже патент N 112 024 на "электрическую свечу". Уже через год свечи Яблочкова озаряли одну из самых красивых улиц Парижа Avenue de l'Opera и магазин Carrousel du Louvre. Парижане окрестили их "русским светом".
Известно, что к созданию электрической лампочки были причастны три великих изобретателя, три гения инженерной мысли: Александр Лодыгин, Павел Яблочков и Томас Эдисон. Они работали параллельно, знали об экспериментах и достижениях друг друга. Новшество Яблочкова заключалось в том, что в качестве нити накаливания был использован каолин - белая глина, которая не перегорала на открытом воздухе и, соответственно, не требовала вакуума, что значительно упрощало и удешевляло производство. Из-за своей дешевизны свечи Яблочкова распространились подобно пожару. Еще ни одно изобретение не захватывало массмаркет с такой скоростью. И это не удивительно. Стоила такая свечка 20 копеек, а горела целых полтора часа.
Успех «свечи Яблочкова» превзошёл все ожидания, компании по коммерческой эксплуатации «свечи Яблочкова» были основаны во многих странах мира. Россия стала «родиной электричества». А вот на родине изобретение Яблочкова сначала никого не заинтересовало. Военное министерство, которому Павел Николаевич хотел передать свое изобретение совершенно бесплатно, ответило на предложение молчанием. Яблочков тогда перебрался в Париж и продал свой патент вместе с правом на производство за один миллион франков. Однако, когда на выставке в Париже в 1878 году один из великих князей заметил изобретение Яблочкова и предложил помочь с продвижением, Яблочков сразу же вернул все полученные от французов деньги, выкупил свой патент и уехал в Петербург продвигать инновации на родине. Изобретатель организует мастерские, развивает коммерческую деятельность. Первую электрическую установку он сделал специально для Литейного моста, а потом аналогичные установки появились во всем Петербурге.
П. Н. Яблочков был одним из инициаторов создания электротехнического отдела Русского технического общества и журнала «Электричество». В 1879 году он был награждён медалью Русского технического общества.
В 1893 году Яблочков серьёзно заболел и скончался 19 марта 1894 года, он похоронен в фамильном склепе Михайло-Архангельской церкви деревни Сапожок.
В 1947 году в связи со 100-летием со дня рождения П.Н. Яблочкова нашему колледжу радиоэлектроники, а тогда - электромеханическому техникуму было присвоено имя. П.Н. Яблочкова. В том же году была учреждена премия имени П. Н. Яблочкова за лучшую работу по электротехнике, его именем названы улицы во многих городах. В 1970 году именем П. Н. Яблочкова назван кратер на обратной стороне Луны.