Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

 В этом учебном году кафедра начального языкового и литературного образования в рамках «Марафона профессионального развития» продолжила знакомить студентов профиля «Начальное образование» с педагогическим опытом учителей начальной школы саратовских общеобразовательных учреждений. На этот раз будущих учителей младших классов – студентов 311 группы факультета психолого-педагогического и специального образования (в составе 30 человек) – радушно приняла саратовская гимназия №31.

 Вниманию участников «Педагогической мастерской» была предложена целая программа учебных занятий под общим названием «Современный урок в начальной школе». Основная цель программы, разработанной учителями гимназии №31, состояла в демонстрации практического применения современных подходов к обучению младших школьников в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО.

 Будущим учителям начальных классов были продемонстрированы бинарный урок по русскому языку и математике в 4 классе (учителя высшей категории В.К. Перепросова и Л.А. Емелина), урок математики в 1 классе (учителя высшей категории С.А. Гуркина и Ж.Г. Тимирова), урок русского языка в 3 классе (учитель первой категории Е.С. Галушкина и учитель высшей категории С.Н. Галушкина) и занятие по внеурочной деятельности в рамках дисциплины «Финансовая грамотность» во 2 классе (учителя высшей категории Н.А. Григошина и Е.А. Яковлева).

 Наиболее ярким событием для студентов стал первый урок в 4 классе – так называемый «бинарный» урок, объединивший не только две дисциплины и двух учителей, но и учащихся сразу двух четвертых классов. «Этот урок, проведённый в формате путешествия, стал для нас настоящим открытием, – делится своими впечатлениями студентка 311 гр. Анастасия Яковлева. – Ранее мы никогда не были на бинарных уроках.  Совмещение в одном уроке русского языка и математики стало для нас неожиданностью». Студенты отметили сложность проведения урока такого типа и высоко оценили педагогическое и методическое мастерство учителей. «Особенно понравилась работа в парах: ученики сами формулировали задания и обсуждали их результаты» (А. Яковлева).

 Очень важным явилось для студентов и посещение урока математики в 1 классе. «Я поняла, - призналась Анжела Чигирёва, – что первый класс – это самый важный период в начальной школе, так как дети только адаптируются к школе, привыкают к новой роли. Еще я поняла, что на уроке может быть шумно, но  при этом он может быть интерактивным и очень познавательным». Студенты отметили проведение учителями арифметического диктанта, необычное использование доски и наглядного материала, а также убедились в значимости проведения физминутки – особенно для учащихся 1 класса. Приятно удивило их постоянное внимание учителя к осанке и дисциплине учащихся: учитель контролировал посадку учеников и отсутствие лишних предметов на партах.

 Урок русского языка в 3 классе впечатлил применением интересных методических приемов. «Дети активно участвовали в обсуждениях и выполнении творческих заданий, – вспоминает  Арина Шнайдер. – Сочинение стихотворения-запоминалки было, по-моему, оригинальным подходом к изучению правил написания. Интересно было и то, что учитель предложил написать послание первоклассникам».

 Занятие кружка по финансовой грамотности во 2 классе также вызвало у студентов значительный интерес. «Ребята изучали такие важные понятия, как «стоимость», «товар», «услуга», и многое другое, что очень значимо для современной жизни», – говорит А. Чигирёва. Учителя использовали разнообразные методические приемы, постоянно поддерживая в детях вовлеченность в образовательный процесс. В результате студенты сделали для себя вывод: «чтобы уроки проходили хорошо, необходимо чередовать виды деятельности».

 Все учителя 31 гимназии – участники «педагогической мастерской» –продемонстрировали студентам-третьекурсникам профиля «Начальное образование» СГУ высочайший уровень владения своей профессией, показателем которого выступают не только глубокое знание своего предмета и постоянное стремление к методическому самосовершенствованию, но и внимательное, чуткое отношение к детям:  «Было видно, как учителя старались опросить всех, кто поднимал руку, подбадривали тех, кто волновался» (Арина Шнайдер). «Побывав на уроках в гимназии 31, я получила много впечатлений, – признается Виктория Раевская. – Я рада, что посетила уроки, ведь это уроки настоящих мастеров своего дела! Я увидела на практике, как применяются методы проблемного обучения, как направлять обучающихся к формулировке темы, цели и задач урока. Уроки соответствовали современным требованиям: была организована работа в парах, групповая работа, обучающимся сами «открывали» для себя новые знания, в конце каждого урока проводилась рефлексия».

 Хочется надеяться, что состоявшееся знакомство с коллективом учителей начальных классов 31-ой гимназии не пройдет для студентов нашего факультета бесследно, а укрепит их уверенность в правильности выбора своей будущей профессии и откроет для них новые возможности творческой самореализации в будущей педагогической деятельности.

 Кафедра начального языкового и литературного образования благодарит руководство и учителей начальных классов МАОУ «Гимназия №31» за участие в «Марафоне профессионального развития» и высокий уровень организации в проведении «Педагогической мастерской» для студентов Педагогического института СГУ.