Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
21.10.2024 / 10:00
Текст:  Яна Панина
Фото:  Виктория Груздис, Светлана Ибрагимова, Ольга Можаева, Ольга Шишкина, Полина Цыбенко

В рамках XI Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского кино «Киновертикаль» 16 октября в кинотеатре «Победа» прошло заседание киноклуба «Вектор». Мероприятие посетили студенты 4 курса направления «Журналистика». О том, как прошла встреча, читайте в репортаже Яны Паниной. 

КРИМИНАЛЬНАЯ УЛИЦА VS ХОРОШАЯ ШКОЛА

Полный зал, приглушённый свет. Свободных мест практически нет. Студенты разных курсов и факультетов пришли в Зелёный зал кинотеатра «Победа», чтобы послушать лекцию «Книга vs улица: контроверза сериалов "Слово пацана" и "Библиотекарь"». На сцене двое – ведущие мероприятия, преподаватели Саратовского университета, доктора философских наук, профессор Софья Владимировна Тихонова и доцент Денис Сергеевич Артамонов.

Лекция начинается с вопроса: кто смотрел «Слово пацана»? Кому понравилось? Публика реагирует мгновенно. Из зала сыпятся возгласы «я», «мне не зашло», «а мне очень даже»… Студент первого курса высказывает мнение о том, что сериал хотели запретить в связи с романтизацией насилия. Об этом и продолжает развиваться разговор.

В сериале всё как в жизни. В истории всегда было противостояние «криминальная улица — хорошая школа». 

На выходе во взрослый мир ребёнку помогают учителя, правоохранительные органы, молодёжные организации. Семья не входит как институт в сериал. Дети любят родителей, родители детей, но дети спасают родителей от той реальности, в которой они живут.

Софья Владимировна Тихонова
доктор философских наук, профессор

Человек выходит в большой мир. Этот выход начинается с улицы. Вы можете оказаться в мире, где улица как маленький коридор. А иногда этот мир уходит в катакомбы.

В зале звучит мысль, что важно не только приспособиться, адаптироваться к миру вокруг себя, но и не забывать о своей индивидуальности. И уметь за себя постоять.

Сами создатели сериала романтизацию насилия в своем творении отвергают. Аргументируют это структурой сериала, где в первых 4-5 сериях может и есть романтизация насилия, но в конце показано к чему оно приводит.

«Слово пацана» названо, в каком-то смысле, историческим фильмом. И он, определённо, отличается от книги Роберта Гараева. Книга – это хроника криминальных группировок Казани, сериал – художественная зарисовка.

ВСЯ СОЛЬ ОТ НЕИСКРЕННОСТИ

В противовес «Слову пацана» спикеры приводят фильм «Пионеры-герои» 2015 года. В нём показано общество, которому присуще ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так». Это лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору, когда дети мечтали о подвигах, верили в светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.

Дети, которые застали отголосок советской идеологии, всю свою взрослую жизнь, хоть и успешную материально, с хорошей работой и достатком, «мучаются от панических атак, не могут создать нормальные семьи, изнывают от ощущения никчёмной жизни». Почему? Потому что, когда они были октябрятами, им рассказывали, что человек — это служение великому будущему, в котором будет все хорошо. Человек должен быть готов «пожертвовать собой, чтобы в мире все было хорошо, было добро, а зла не было». И когда они приходят в капиталистическое общее с «запалом служения», они понимают, как устроено это общество и адаптируются к нему. Но не внутренне. Фильм заканчивается смертью одной из героинь, второй персонаж уходит в монастырь, третий остается жить в бессмысленности.

Сейчас современная молодёжь легко может найти себе компанию по интересам и потребностям. Например, если человек хочет делать хорошие дела и помогать обществу, он знает, куда ему можно пойти. Спикеры ставят в пример организацию по поиску пропавших «Лиза Алерт». Есть и другие важные дела, организации, в которых можно найти единомышленников. Эта интеграция в общество развивалась очень долго.

Софья Владимировна Тихонова
доктор философских наук, профессор

В «Слове пацана» дети не столько бандитизмом занимаются, сколько сплачиваются в братство и превращают в силу то добро, каким они его понимают.

Милиция, комсомол, школа перестают быть авторитетом. Авторитетом стала улица. Но почему? Причина в отсутствии искренности. Главный следователь предает любимую женщину, учителя видят школьников серой массой, комсомол наживается на подпольной мастерской. И в этой «идеи служения» есть свои плюсы. Маленькие дети искренне верили в пионерию. А почему на смену этому пришла улица – вопрос открытый.

КНИГА УБИВАЕТ ВРЕМЯ

Важным моментом обсуждения стало значение книг в советские времена. В сериале «Слово пацана» мы не увидим изображение книги. Хотя альтернативой улице может быть только книга. В эпизодах демонстрируются комнаты главных героев — Марата и Андрея. Но книг в этих комнатах нет.

В комнатах масса плакатов, потому что нужно было чем-то занять своё пространство. Играли в солдатиков, даже в 15 лет. Слушали детские пластинки, так как взрослых было немного. Андрей был любимцем среди пацанов за то, что ходил в музыкальную школу и мог сыграть песню «Ласкового мая».

Денис Сергеевич Артамонов
доктор философских наук, доцент

Сегодня, интернет заменяет книгу. Но если представить, что его нет? Освобождается масса времени. В конце 80-х это время можно было заполнить только чтением книг.

Таким образом, сделали вывод — режиссёры старательно избегают книг в сериале, чтобы показать, что дети сами создают свой мир, занимая своё свободное время улицей. К книге люди обращались и за информацией, и за эмоциями, за постановкой жизненных целей и определении себя. 

Поднимается вопрос о продолжении сериала «Слово пацана». По мнению спикеров, «продолжение» уже «считай снято». Это более ранние сериалы «Бригада», «Брат» и подобные.

Денис Сергеевич Артамонов
доктор философских наук, доцент

Есть некий серьёзный тренд на советскую ностальгию. Ностальгия вечная, материальная, по вещам: и пластинки, и солдатики, и видики, и жвачки со вкладышами. Это и ностальгия по тем эмоциям. Просто выжить в тех условиях, было нетривиальной задачей, а помимо этого нужно ещё было себя как-то демонстрировать.

В «Библиотекаре» тоже есть ностальгия. Но по Великой Отечественной войне. Сложно скучать по тем событиям, конечно, но эта война внесла огромный вклад в развитие каждого человека. Это подвиг наших прадедов. 

По окончании лекции ведущие отвечают на вопросы от аудитории.

А вам понравилось «Слово пацана»?

Д.С. Артамонов: Конечно, это очень хороший сериал. Качество российских сериалов очень сильно выросло.

Бригада или «Слово пацана»?

Д.С. Артамонов: Они вышли в разное время. Это сериалы про разное. В 2000-е это был другой возраст. «Бригада» как раз предполагает романтизацию насилия. Этот период не осмыслялся ни в учебниках, ни в книгах. Стремительно уменьшалось население, люди не успевали рассказать свою историю. И «Слово пацана» – это первый более менее осмысленный фильм про то время. Поэтому нам он и понравился. К сожалению, сейчас люди ходят в кинотеатры для развлечения, а не для серьёзного кино.

Как пришли к теме лекции?

С.В. Тихонова: Мы российскими сериалами заинтересовались в ходе рассмотрения смены образа СССР в цифровом контенте. Мы начали с сериала «Вампиры средней полосы». Там впервые появился образ российского вампира, который прижился в публике. Фильмы привлекли в плане научных интересов, но и лично в нас многих эпизоды очень попали.

Почему контрверсией «Слова пацана» стал сериал «Библиотекарь»?

Д.С. Артамонов: С одной стороны, это противопоставление кажется довольно неожиданным. Но в обсуждении высказывались мысли о прекращении съёмок фильма о бандитах, что нужно снимать про хороших парней, которые станут примером. Такой сериал есть. Это «Библиотекарь».

Вы много говорили о влиянии книг на развитие личности у молодежи. Какую книгу вы посоветуете прочитать молодёжи?

С.В. Тихонова: Не могу назвать одну книгу. «Одиссея» хорошая книга. Советую. 

Как принято, перед тем как завершить мероприятие, зрителям анонсируют следующие встречи. Включается свет. Зал аплодирует.