На факультете психолого-педагогического и специального образования СГУ состоялась международная научная конференция «Страховские чтения – 2024: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования».
Пленарное заседание проводилось в очном формате с онлайн-подключением учёных из других городов. Всего в конференции приняли участие около 300 человек – преподаватели и студенты вузов, руководители и специалисты-практики образовательных организаций из Беларуси, Узбекистана, различных городов России (Саратов, Москва, Екатеринбург, Калининград, Тула, Белгород, Елец, Ижевск, Воронеж).
Открыла конференцию заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики М.В. Григорьева. Марина Владимировна отметила, что научная встреча этого года направлена на обсуждение междисциплинарных проблем педагогики и психологии образования.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась и.о. директора Педагогического института Т.Г. Фирсова. Татьяна Геннадьевна подчеркнула, что обращение к научному наследию Ивана Владимировича Страхова не теряет своей значимости и является традиционным для факультета, института, научного сообщества психологов и педагогов.
Прогрессивные идеи И.В. Страхова составляют основу одной из самых крупных научных школ университета. Символичным, по словам Татьяны Геннадьевны, является и возвращение конференции в область педагогической психологии, структуру Педагогического института.
Конференция продолжилась докладом доцента кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Т.Ю. Помыткиной. В своём сообщении «Вызовы современного общества преподавателю высшей школы: рефлексия как инструмент развития» Татьяна Юрьевна раскрыла роль рефлексии и её видов в личностном развитии преподавателей вузов и будущих педагогов. По результатам исследования, рефлексия способствует осознанию своих резервов и ограничений в педагогической деятельности.
Профессор кафедры социальной психологии образования и развития Т.В. Белых в своём докладе «Роль сформированности ценности "Я" и выраженности внутренней конфликтности в структуре интегральной индивидуальности у студентов психолого-педагогического профиля обучения» раскрыла, что личностные ценности являются важнейшей психологической характеристикой для будущих психологов и педагогов.
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики Ю.В. Селиванова в докладе «Формирование инклюзивной готовности и инклюзивной компетентности студентов – будущих педагогов» провела анализ законодательных документов, раскрывающих проблему инклюзии в образовании. Юлия Викторовна рассказала о формировании инклюзивных компетенций у педагогов.
Заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики М.В. Григорьева рассказала о специфике адаптационной готовности студентов и преподавателей. Марина Владимировна на примерах представила степень такой готовности в высшей школе.
Секционные заседания конференции прошли на базе Саратовского университета, а также в лицее № 62 и Саратовском военном институте войск национальной гвардии РФ. Научная встреча была приурочена к 115-летнему юбилею Саратовского университета.