Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В четверг, 31 октября, прошло очередное занятие Виртуального педагогического класса СГУ.

Традиционно встреча началась с проверки домашнего задания. Завуч Педкласса СГУ О.В. Прозорова подчеркнула важность ответственного подхода к выполнению заданий, исключения плагиата из работ и минимизации ошибок. Ольга Валерьевна прокомментировала часть самых ярких и интересных работ.

Занятие продолжил доцент кафедры оптики и биофотоники И.В. Федосов. Иван Владленович прочитал лекцию «Компьютер и программа – из чего сделан искусственный интеллект? Может ли машина видеть?».

И.В. Федосов.
Доцент кафедры оптики и биофотоники

Мы являемся свидетелями стремительного прогресса в области компьютерной техники и веб-технологий. Это кардинально меняет нашу жизнь. Компьютер демонстрирует впечатляющие способности выполнения широкого спектра задач, недоступных человеку. В некоторых случаях функционал машин порождает мысль о сравнимости их возможностей с человеческими, а порой и о способности испытывать ими схожие чувства

Иван Владленович отметил, что каждые полгода появляются новые алгоритмы и решения, а технологии, казавшиеся ранее фантастическими, сейчас интегрированы в каждое мобильное устройство. В качестве примера И.В. Федосов привёл технологию распознавания лиц. Сложность этого процесса обусловлена различием между трёхмерным строением лица человека и двухмерным изображением на дисплее.

И.В. Федосов предложил собравшимся порассуждать, может ли компьютер иметь схожее с человеком зрение и одинаковую интерпретацию увиденного. Участники Педагогического классаобратили внимание на то, что зрение человека основано на сложных когнитивных процессах, включающих в себя не только распознавание образов, но и анализ контекста, формирование эмоциональной реакции. В то же время машинное зрение в основномограничивается распознаванием изображений и выполнением заданных алгоритмов.

Ребята активно включались в обсуждение лекции, показывали свою активность и заинтересованность, оставляли комментарии.

Во второй части занятия доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Н.Г. Шаповалова предложила школьникам порассуждать над вопросом: «Учатся ли машины говорить?». Она представила краткий экскурс в историю возникновения и развития человеческой речи.

Надежда Геннадиевна отметила различия между речью людей и машинным языком. Н.Г. Шаповалова рассказала, как чат-бот «EugeneGoostman» сумел обмануть людей и первым прошёл тест Тьюринга на определение наличия интеллекта у машины. Ученики Педкласса при анализе ситуации обратили внимание на необычные ответы чат-бота, которые указывают на его нечеловеческую природу.

Н.Г. Шаповалова
Доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики

В настоящее время возможности машинного обучения ограничиваются декодированием информации. Машину можно научить распознавать и анализировать данные, но овладение связной речью, понимание человеческого языка пока остаётся недостижимым для чат-ботов. Несмотря на то, что искусственный интеллект может имитировать речь, он пока не способен по-настоящему понимать её смысл и генерировать собственные оригинальные высказывания

Лектор подчеркнула, что уникальность освоения языка заключается в подражании окружающим людям. Надежда Геннадьевна также отметила многозначность слов в человеческой речи. «Пока искусственный интеллект не может преодолеть эти барьеры», – считает Н.Г. Шаповалова.

В завершение занятия участники Педкласса получили домашнее задание. Присутствовавшие на занятии очно традиционно сделали общую фотографию.