Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

7 – 9 ноября 2024 г. в Москве на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова прошел Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. В этом году проведение форума было посвящено юбилейной дате – 225-летию со дня рождения великого русского поэта, основоположника русского литературного языка А.С. Пушкина. Соорганизаторами масштабного мероприятия выступили МГУ им. М.В. Ломоносова, Общество русской словесности, Российская академия образования и МАПРЯЛ. На съезд зарегистрировалось свыше 1,5 тысяч участников из 72 субъектов Российской Федерации и 27 стран.

Торжественное открытие съезда, проходившее в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова, началось с приветствий. Добрые пожелания в адрес участников направили: министр просвещения РФ С.С. Кравцов, министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, советник Президента РФ Е.А. Ямпольская,  Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, руководитель Ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой.

Рабочая часть Пленарного заседания началась с заглавного доклада ректора МГУ В.А. Садовничего. Затем прозвучали концептуальные выступления российских и зарубежных ученых, посвященные роли А.С. Пушкина в историческом пространстве России, лингвистическому анализу языка поэта, значению А.С. Пушкина в образовательном пространстве Китая и Южной Кореи, актуальным методам и приемам изучения творчества А.С. Пушкина в школе. Отдельной важнейшей темой заседания стали проблемы трансформации высшего педагогического образования в России.

Работа Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности проходила в формате пленарных заседаний, двенадцати секций и трех круглых столов. Директор ИФиЖ Л.С. Борисова участвовала в работе секции «Творчество А.С. Пушкина в школьном и вузовском преподавании», проходившей на базе Российской академии образования. Людмила Сергеевна представила коллективный доклад, подготовленный совместно с доктором филологических наук, профессором Е.Г. Елиной и посвященный животрепещущему вопросу профессионального становления студента-филолога. Доклад подготовлен на основе проведенного анкетирования студентов второго курса относительно формирования их профессиональных компетенций на первом году обучения.

В нем авторы фиксируют важные аспекты осознания студенческой молодежью принадлежности к филологической корпорации. Среди них – знакомство с научными публикациями ученых первой величины, общение с преподавателями, использующими междисциплинарный подход, расширение и переосмысление  терминологического аппарата.

Е.Г. Елина и Л.С. Борисова отмечают, что уже после первого года обучения у большинства студентов возникает ощущение прикосновения к масштабу филологической науки. Доклад вызвал живой отклик аудитории. По материалам исследования подготовлена научная статья, рекомендованная к публикации.

В секции также прозвучали выступления иностранных исследователей из Белоруссии, Казахстана, Словакии, Узбекистана и российских ученых из Костромы, Москвы, Рязани, Пензы, Санкт-Петербурга и др.

Всех участников Съезда объединила любовь к великому наследию А.С. Пушкина, забота о продвижении русского языка и литературы, сохранение бесценных историко-культурных доминант русской цивилизации, стремление заложить молодому поколению твердые основания для гражданской самоидентификации.