Экологический научно-инвестиционный проект учёных СГУ «Разработка инновационного экологического материала в дорожном строительстве – фосфогипс дорожный» стал победителем национальной премии «ИнвестФест» в номинации «Экологический инвестиционный проект».
Первичный отбор премии прошли 54 заявки из разных уголков страны. Торжественное награждение победителей состоялось в Сочи 27 января.
Руководитель Бизнес-инкубатора СГУ Е.В. Коротковская презентовала проект СГУ перед жюри конкурса на питч-сессии. После успешной защиты проекта президент Национальной ассоциации инвесторов Максим Оводков вручил Е.В. Коротковской диплом победителя.
Вяжущий комплексный материал фосфогипс дорожный был разработан учёными Саратовского университета на основе отходов промышленного производства Балаковского филиала АО «Апатит» (химический кластер группы «ФосАгро»).
Главная задача от «ФосАгро», которая была поставлена перед университетом, – вовлечение в хозяйственный оборот крупнотоннажного отхода – фосфогипса.
Исследователи СГУ разработали способы применения переработанного фосфогипса. Готовый материал может эксплуатироваться в течение длительного срока, что было документально подтверждено.
В течение последних 9 лет учёные СГУ эффективно справлялись с поставленными индустриальным партнёром задачами. Это позволило применять композиционный материал на основе фосфогипса для строительства автомобильных и железных дорог.
Прочностные и эксплуатационные характеристики материала не только многократно превышают требования нормативной документации для дорожной отрасли, но и позволяют полностью или частично заменить щебень и песок при строительстве дорог. Проект по разработке технологий замкнутого цикла с введением в хозяйственный оборот отходов производств является приоритетной стратегией в области экологической безопасности РФ.
Низкая стоимость и длительный срок эксплуатации обеспечивают высокую экономическую целесообразность его производства и применения. Стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий оказывается на 30-70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоёв автомобильной дороги общего пользования. Простота технологии применения фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники по сравнению с традиционными способами строительства. Новый материал экологически безопасен, он прошёл необходимую стандартизацию и сертификацию в государственных органах.
Работа над исследованием была начата в 2015 году. На сегодняшний день из него построено более 30 километров автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения. Учёные прогнозируют, что у дорожного полотна, построенного с использованием этого материала, срок эксплуатации без применения ремонта основания дороги составит не менее 20 лет.
Напомним, что фосфогипс образуется при производстве минеральных удобрений. Учёные СГУ разработали решение, позволяющее вовлечь в хозяйственный оборот этот крупнотоннажный отход, что согласуется с задачами нацпроекта «Экологическое благополучие».