На философском факультете прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция молодых учёных по гуманитарным и социальным наукам «Человек XXI века: мировоззренческие ориентиры сквозь призму опыта поколений». В центре внимания участников мероприятия оказались вопросы, посвящённые онтологическим, социальным, культурным и духовным основаниям бытия человека.
Модератором пленарного заседания выступила ответственный за научную работу, ассистент кафедры философии и методологии науки Е.С. Лобанова: «В этом году конференция приобрела особую значимость, открыв собой цикл мероприятий, посвящённых 25-летнему юбилею философского факультета».
С приветственным словом выступил декан философского факультета СГУ М.О. Орлов.
М.О. Орлов,
декан философского факультета:
Когда мы говорим о человеке XXI века, то подразумеваем на самом деле то, кем каждый из нас хочет стать, каким каждый из нас хочет быть. Здесь многое зависит от ценностного выбора личности, от тех мировоззренческих ориентиров, которые определят её жизненный путь. Я надеюсь, что сегодня, послушав выступления друг друга, мы сможем задать вопросы не только докладчикам, но и прежде всего самим себе.
Для преподавателей и студентов философского факультета прозвучало видеообращение от исполняющего обязанности декана философского факультета МГУ А.П. Козырева.
А.П. Козырев,
и.о. декана философского факультета МГУ:
Для меня важно в очередной раз сказать нашим саратовским коллегам слова дружбы, готовности продолжать сотрудничество. Хочется пожелать, чтобы ваши работы, исследования, публикации были на передовом крае нашей философской науки. Ещё раз поздравляю вас с замечательным юбилеем, с четвертью века. Желаю философскому факультету развиваться, продолжать проводить замечательные исследования и подготавливать новых молодых учёных!
Ответственный по общим вопросам философского факультета, заведующий кафедрой теоретической и социальной философии СГУ С.А. Данилов отметил важность мероприятия для молодых учёных.
С.А. Данилов,
заведующий кафедрой теоретической и социальной философии:
Наша конференция уже стала доброй традицией. Хочу пожелать молодым исследователям, начинающим своё движение, чтобы вы, оказавшись в мире науки, нашли решение волнующих вас вопросов. Ведь это незабываемое чувство радости, когда пытаешься сказать что-то новое. Славного научного бытия!
На значимость конференции для начинающих исследователей также обратил внимание профессор кафедры теоретической и социальной философии СГУ М.А. Богатов.
М.А. Богатов,
профессор кафедры теоретической и социальной философии:
Для студентов философского факультета, особенно первых курсов, данное событие – прекрасная возможность узнать сферу интересов друг друга. Конференция – это всегда праздник. Желаю увлекательных докладов и вопросов. И если вам что-то интересно, то обязательно спрашивайте!
Заведующий кафедрой философии культуры и культурологии СГУ Е.В. Листвина присоединилась к словам коллег.
Е.В. Листвина,
заведующая кафедрой философии культуры и культурологии:
Мне всегда радостно от того, что мы видим на наших молодёжных конференциях живой интерес к научным темам. Ведь для нас – представителей гуманитарного знания – особенно требуется умение правильно выстраивать теоретическое исследование. Однако оно невозможно без преемственности, при которой мы не проводим разделения на учителей и мэтров, а знаем, что есть реальные люди, делающие науку.
Центральной частью мероприятия стали пленарные доклады.
Профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, доктор философских наук Олег Дмитриевич Агапов, обращаясь к вопросу современного антропологического познания и имеющимся рискам, предложил своё решение сложившейся ситуации.
О.Д. Агапов,
профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова:
Сегодня академическому сообществу России, шире – мира, необходимо сохранять онтологическую верность транс-экс-ценденции, поскольку исторический опыт реализации практики трансгрессии в историческом бытии человеческого рода приводил к антропологическо-цивилизационным тупикам.
Мы убеждены, что, двигаясь путём трансценденции, человеческий род/вид будет способен не только сохранить, но и преумножить свою сапиентность – диапазон антропокультуры. Пост- и трансгуманизм есть плод позитивистского типа мышления во всех его видах XIX-XXI веков, с его колоссальной нечувствительностью к феноменам человеческого бытия – свободе, сознанию и самосознанию. Пост- и трансгуманизм интересен как виртуальная практика – игры антропологического воображения, но чрезвычайно опасен как онтическая и онтологическая практики.
На концепт человека сквозь призму искусства предложила посмотреть аудитории ответственная за учебную работу философского факультета, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ И.В. Кутырева.
И.В. Кутырева,
доцент кафедры теологии и религиоведения:
Вопрос о ценностных ориентирах современного общества является достаточно дискуссионным. Человек со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром становится отражением имеющихся жизненных установок. Важным элементом изучения данного вопроса оказывается искусство, рассмотрение которого через разные исторические периоды помогает составить образ человека, его психологический и эмоциональный портрет, позволяющий увидеть жизненно важные идеи, обоснования и убеждения.
Особенности промышленного взгляда на искусство в первые десятилетия советской власти обозначил аспирант кафедры философии культуры и культурологии СГУ Р.А. Жумаев. Исследователь обратил внимание на специфику авторитетного дискурса и на характерные черты советского подхода к управлению художественной культурой.
Р.А. Жумаев,
аспирант кафедры философии культуры и культурологии:
Распространившееся в языке власти употребление технической лексики по отношению к искусству, а также характерный для партийного руководства взгляд на искусство как на одну из отраслей народного хозяйства свидетельствуют об индустриальном повороте в культурной политике в первые послереволюционные десятилетия. Анализ культурной политики в СССР открывает перспективы для построения модели менеджмента культуры в наши дни.
Аспирант кафедры теоретической и социальной философии СГУ Я.Т. Азиев осуществил критический анализ либеральной концепции свободы личности и обосновал эффективность альтернативных подходов в условиях современных вызовов.
Я.Т. Азиев,
аспирант кафедры теоретической и социальной философии:
Исторически концепция свободы личности защищала интересы человека от абсолютной власти в некоторых государствах. Однако современные проблемы, такие как демографический кризис и кризис этнокультурной идентичности, показывают, что данная концепция не всегда может ответить на вызовы, требующие коллективных действий. Либеральное представление о природе человека, утверждающее приоритет прав индивида над общественными интересами, игнорирует роль коллективного начала, ограничивает способность социума решать проблемы совместно и даже поощряет игнорирование этих проблем. В то же время коммунитарная точка зрения, противоположная либеральной, стимулирует решение современных общественных проблем, объясняя, почему человек должен считать их не менее значимыми, чем свои собственные.
19 февраля прошли секционные заседания по таким направлениям, как «Онтология и теория познания, история философии», «Социальная философия», «Культурология», «Теология и религиоведение». Важным событием этого года стала возобновившая свою работу школьная секция, на которой только ступающие на путь науки молодые люди поделились результатами своих исследовательских поисков.
Работа секции «Онтологические основания человеческого существования: история и современность» была направлена на раскрытие и актуализацию историко-философского наследия по самым разным направлениям: от психоаналитических интерпретаций античных трагедий и платоновских диалогов до современных проблем биополитики и экологии. Опираясь на новейшие источники как отечественной, так и зарубежной научной литературы, докладчики аргументированно изложили собственные позиции. В ходе работы секции сформировалась общая атмосфера научного поиска и обмена накопленными знаниями и ни одно выступление не осталось без внимания участников дискуссии. Коллективным голосованием было принято решение, что лучший доклад представила студентка 2 курса Алёна Богатова.
На секции «Социально-философское измерение человеческого бытия: мировоззрение, ценности, риски» участники осветили широкий спектр проблем, связанных с социально-гуманитарной сферой. Одной из центральных тем обсуждения являлся психоанализ, в ходе которого оказались широко рассмотрены концепции З. Фрейда и К. Юнга в контексте социального взаимодействия: от интерпретации снов до судьбы постсекулярного общества.
Для обсуждения также предлагались проблемы, связанные с влиянием нейросетей на формирование культурных кодов в условиях цифрового мира, ролью вожатских движений в формировании мировоззрения детей и спецификой трудового поведения прекариата в рамках современного российского общества. Оживлённые дискуссии велись вокруг темы жизненного пути личности и способов его концептуализации. Победителями секции стали студентка 4 курса Анна Попенкова и магистрант 1 курса Ксения Ганюшкина.
В ходе заседания секции «Культура: мировоззрение, память и традиция» участники затронули широкий круг вопросов, связанных с теорией и историей культуры. Интерес слушателей вызвал доклад, посвящённый популяризации народной культуры посредством деятельности фольклорного коллектива, а также выступление о сохранении духовно-образовательных традиций русского народа. Не меньшее обсуждение вызвал доклад о городском пространстве как месте культурной памяти на примере Вольска. По результатам работы секции победителем стала студентка 4 курса Полина Шкунова.
На секции «Духовный опыт человечества в условиях вызовов современности» были заслушаны выступления, посвящённые традиционным религиям, в частности вопросам их исторического развития в масштабах России и региона, специфике духовного образования и нравственного воспитания в православии и исламе, роли Церкви в сохранении и трансляции культурных ценностей.
Участники затронули темы реализации государственной политики в сфере религиозных отношений, выявили особенности подготовки специалистов-религиоведов для органов государственной власти. Лучшими докладчиками были признаны студентка 4 курса Дарья Шарецкая и магистрант 1 курса Ярослав Рыжкин.
В этом году в работе конференции приняли участие учащиеся 8-11 классов саратовских школ и гимназий, для которых была организована секция «Проектная работа в сфере социогуманитарных наук: проблемы и перспективы». В начале гостям был представлен проект студентов первого курса, обучающихся по направлению «Теология», созданный под руководством ассистента кафедры философии и методологии науки Е.Д. Штокгамер «“Из бездны к свету” как траектория человеческой судьбы на примере произведений современной культуры».
Студенты Владислав Варгин и Алина Савина предложили школьникам вместе осуществить теоанализ сюжета из известного мультипликационного фильма, чтобы познакомиться с открытой ими методологией самопознания. В качестве наглядного примера выступающие привели евангельскую притчу о талантах, один из смыслов которой заключён в том, что каждый человек наделён от Бога особенным даром, и в жизни необходимо его не только открыть, но и обязательно реализовать.
Владислав Варгин,
студент философского факультета:
Главный герой смог вступить во внутренний диалог со своей душой, что позволило ему обнаружить скрытые в себе таланты. Этот фрагмент учит нас тому, что, прежде чем построить отношения с кем-либо, необходимо гармонизировать отношения с самим собой, овладеть своими ресурсами, открыть свой талант и помочь обрести его другим.
Доклады школьников продолжили работу секции. Первое место разделили обучающиеся Русской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского – ученица 11 класса Дарья Захарова (тема доклада «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и ученик 9 класса Артём Фремке (тема доклада «Культурологический контекст истории города на примере одной улицы»).
Вторые места были присуждены ученице 11 класса Покровской православной классической гимназии имени Святого благоверного князя Александра Невского Ульяне Варакиной (тема доклада «Дорогой паломников: экскурсия по местам Хвалынского района, связанным с пребыванием святых новомучеников на Хвалынской земле») и ученику 8 класса Русской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского Даниилу Любишеву (тема доклада «Развитие соляного промысла в Саратове»).
Третье место в конкурсе научных работ заняла ученица 11 класса школы № 94 Асем Исмагулова (тема доклада «Этногенезис казахского народа после распада Золотой Орды»).
Атмосфера работы секции была благожелательна и продуктивна.
Участниками конференции стали исследователи из Саратова, Москвы, Казани, Самары, Томска. Мероприятие оказалось местом встречи молодых учёных, уже готовых сказать своё уверенное слово в мире науки, а также опытных исследователей, способных наставить новое поколение на верный путь.