Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
23.04.2025 / 15:04
  • Университет
Текст:  Александр Советников
Фото:  Архив СГУ

В год 80-летия Победы Саратовский университет продолжает делиться воспоминаниями тех, чьи детские годы пришлись на период Великой Отечественной войны.

Сегодня о том страшном времени рассказывает Валерий Владимирович Прозоров, научный руководитель Института филологии и журналистики СГУ, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики, доктор филологических наук, почётный профессор СГУ.

Войну Валерий Владимирович застал ребёнком, образ событий того времени ему помогли воссоздать более поздние рассказы родных и близких, а также художественная и историческая литература. Но и какие-то собственные впечатления и картины всё же остались в глубине его сознания. 

Из самых ранних эпизодов наш герой вспоминает один из дней в Тбилиси 1941 года, когда их семью внезапно навестил мобилизованный отец, который забежал домой на короткое время. В тот же день неожиданно для южного края пошёл снег. 

Помнит Валерий Владимирович исполосованное прожекторными лучами небо над Баку, где он родился, залпы зениток, свист сирен, множество людей, бегущих в бомбоубежище, окна, обклеенные крест-накрест полосками газет, радиорепродуктор, около которого постоянно застывали взрослые. 

В.В. Прозоров:

Много позже я узнал, что Гитлеру Баку с его нефтяными промыслами нужен во что бы то ни стало. Примерно четыре пятых всего горючего стране тогда давал Кавказ. Из бакинского морского порта нефть по Каспию отправлялась на Волгу. Значительная помощь оказывалась Сталинграду… С этим источником жизни для Красной Армии фашистам непременно надо было покончить. И немцы с присущим им педантизмом определили даже точный день взятия Баку – 25 сентября 1942 года. Вокруг крупнейших городов Северного Кавказа и Закавказья создавались мощные оборонительный укрепления… Известно и то, что немецко-фашистская операция под изящным наименованием “Эдельвейс” полностью провалилась, что во многом предопределило и будущую великую Победу…

Самым же главным впечатлением того времени для Валерия Владимировича стало начало мая 1945 года, на тот момент мальчику исполнилось 5 лет. Близкие семьи собрались в их четырнадцатиметровой комнате, и самое частое слово в тех разговорах было «Победа».

В.В. Прозоров:

Выдалось тогда жаркое утро. Мы с мамой спустились на улицу. Радость, ликующие лица. Их так много вокруг, оказывается, близких нам людей. Все улыбаются друг другу, нам, мне! Говорят, военный парад проходит на главной площади города – тогда это была площадь Петрова (кто такой Петров, никто, я помню, толком не знал: Петровых на свете много, наш сосед по общему коридору тоже Петров; на самом деле, тот, чьим именем называлась площадь, был из числа легендарных 26 бакинских комиссаров). Площадь эта сравнительно недалеко от нашего дома, рядом с приморским бульваром. Но народу такая масса, что и думать было нечего о том, чтобы двигаться в сторону той площади. Да и праздничная толпа не двигалась вовсе, она скорее в каком-то особом музыкальном ритме плавно раскачивалась, в радостном водовороте громко, шумно бурлила… Передавали друг по другу: “Сегодня будет салют!” А ещё: “Приехал Калинин, он на параде…” Про Калинина я уже тогда знал. Вслед за великим вождём товарищем Сталиным в портретных галереях несчётных магазинных витрин, в окнах домов, на балконах – где угодно вывешены были лики его ближайших соратников, и дедушка Калинин в круглых очках, с небольшой, остренькой, клинышком бородкой – в их числе…

И вдруг какой-то здоровенный и бравый военный дяденька нашёл меня взглядом, весело подмигнул мне, снял со своей армейской пилотки красную солдатскую звёздочку и прикрепил к моей панамке! Я задохнулся от восторга! Подарок, которому не было цены! После чего к некоторому смущению мамы поднял меня над всей толпой и закричал: “Победа! Слышишь, малыш, Победа!!!” И я тоже, набрав воздуху в лёгкие, заорал во всю силу голоса: “По-бе-даааааа!!!” Мама, вспоминая эту сцену, говорила, что именно в этот момент у меня и прорезался баритон…

Война навсегда оставила след в жизнях миллионов детей, постоянные бомбёжки и страх лишения, раннее взросление и множество других ужасов того времени наложила глубокие эмоциональные травмы на целом поколении людей. Но всё это также сформировало в них стойкость и способность к сопереживанию. Нельзя забывать о ценностях мирного времени и уроках прошлого.

Воспоминания В.В. Прозорова о Великой Отечественной войне хранятся в книге «Детство, опалённое войной. 1941-1945: Воспоминания сотрудников Саратовского университета» (Издательство Саратовского университета, 2018), в которой собраны истории сотрудников СГУ, чьи детские годы пришлись на период Великой Отечественной войны.