Студенты-метеорологи в ходе теоретических и практических занятий изучают закономерности процессов, протекающих в атмосфере, работают с различными метеорологическими приборами, проводят наблюдения на метеорологической и аэрологической станциях, изучают особенности погоды в ходе экспедиций на природные объекты. Летние практики придают учебе на географическом факультете неповторимый колорит.
После первого курса студенты-бакалавры проходят учебную гидрометеорологическую практику на метеорологических станциях СГУ, а также во время полевых выездов.
Гидрометеорологическая практика студентов первого курса включает в себя целый комплекс различных наблюдений: метеорологические, актинометрические, градиентные, микроклиматические, гидрологические.
При проведении метеорологических наблюдений студенты проводят наблюдения за температурой воздуха и почвы, влажностью воздуха, скоростью и направлением ветра, атмосферным давлением, дальностью видимости, определяют количество и форму облаков, оценивают погоду в срок и между сроками, определяют наличие или отсутствие атмосферных явлений.
Студенты с помощью специальных актинометрических приборов (актинометра, балансомера, пиранометра) проводят измерения различных радиационных характеристик.
В программу градиентных и микроклиматических наблюдений входят измерения температуры воздуха и почвы, характеристик влажности, параметров ветра, атмосферного давления, а также визуальная оценка облачности и атмосферных явлений.
Микроклиматические наблюдения составляют основу летних научно-познавательных экспедиций. Ежегодно студенты-метеорологи проводят микроклиматическую оценку природного парка Кумысная поляна.
Гидрологические измерения включают измерения скорости течения, глубины водного объекта и температуры воды, а также гидрохимический анализ. Проводится экологическая оценка состояния родников, измеряется дебит, минерализация и кислотность, оцениваются органолептические свойства и обязательно составляется паспорт родника.
Исследования родников, как уникальных природных объектов, является обязательной составляющей летней практики. Как правило маршруты составляются таким образом, что в них были включены водные объекты (родники, реки, озера или пруды). Одним из примеров традиционного маршрута является эколого-туристический маршрут «Родники Кумысной поляны», который носит практическую значимость, так как позволяет оценить качество воды в родниках, которыми пользуются жители города.
Во время гидрологических наблюдений студенты знакомятся с наиболее типичными для Саратовской области водными объектами и на их примере закрепляют теоретические знания.
Студенты осваивают методы режимных наблюдений на реках, проводят измерения основных морфометрических и гидрологических характеристик рек и озер. Изучают методы измерения скорости течения и расхода воды в реке. Для этих целей используются гидрометрические вертушки и поплавки.
В течение зимнего периода времени студенты проводят снегомерные наблюдения в полевых условиях. Отрабатывают навыки работы с весовым снегомером.
На втором курсе студенты-метеорологи проходят учебную практику по методам зондирования атмосферы и учебную агрометеорологическую практику.
Учебная практика по зондированию атмосферы проходит на аэрологической станции АЭ «Саратов». В ходе практики студенты получают навыки подготовки радиозонда к выпуску, учатся наполнять оболочки водородом, осваивают принципы первичной обработки аэрологической информации и передачи ее в оперативные гидрометеорологические центры.
Во время агрометеорологической практики студенты проводят полевые исследования на сельскохозяйственных полях, где произрастают основные виды зерновых культур Саратовской области. Исследования проводятся на опытных участках Научно-исследовательского института сельского хозяйства Юго-Востока - старейшего института России, где с начала XX века ведутся исследования в области метеорологии засушливых территорий.
В течение учебного года в рамках рассредоточенной учебной технологической практики студенты второго курса проводят измерения на метеорологической площадке, а студенты 3 курса - работают с картами погоды.
После третьего курса студенты проходят производственную практику по синоптической метеорологии в Международном аэропорту «Гагарин» на базе авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ) «Саратов».
Практика длится больше месяца. За это время студенты знакомятся с основными методами получения метеорологической информации для авиации, архивами и оперативными гидрометеорологическими базами данных, а также получают опыт составления прогнозов погоды для полётов самолётов.
На четвертом курсе студенты проходят производственную технологическую практику в Саратовском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Их знакомят со структурой Центра: отделом прогнозирования, агрометеорологическим и гидрологическим отделами, химической лабораторией и узлом связи. Все практиканты знакомятся с распорядком дежурного синоптика, его рабочим местом, программами и методами, необходимыми для составления прогноза погоды.
Студенты проходят практику под руководством опытных синоптиков, знакомятся с текущей погодой, обрабатывают карты анализа и прогноза погоды, карты барической топографии с помощью программного комплекса «ГИС-метео». Во время практики приобретают навыки прогнозирования температуры воздуха по методу Глазовой, составляют прогнозы погоды на трое суток и готовят штормовые предупреждения (при необходимости).
Студенты магистратуры проходят педагогическую и научно-исследовательскую практики.
Педагогическая практика предусматривает непосредственное участие практиканта в различных формах организации педагогического процесса. Научно-исследовательскую практику студенты магистратуры проходят на кафедре или в подразделениях университета под руководством научного руководителя с привлечением при необходимости научных консультантов.
На последнем курсе студенты бакалавриата и магистратуры проходят преддипломную практику, в ходе которой проводится сбор и обработка материала для подготовки выпускной квалификационной работы.
При кафедре метеорологии и климатологии активно работает научное студенческое общество (НСО). Студенты, начиная с первых курсов, активно вовлекаются в научную деятельность кафедры. Совместно с научными руководителями они публикуют статьи, делают доклады на научных конференциях, участвуют в выполнении работ по грантам, занимаются в научном студенческом обществе, принимают участие в научно-исследовательских экспедициях, научных и волонтерских школах, стажировках и слетах Русского географического общества. Так, в 2018-2023 гг. студенты посетили Ирландию, Сербию, Тыву, Адыгею, Хакасию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Красноярский край, Астраханскую, Псковскую, Мурманскую, Волгоградскую, Московскую, Ульяновскую области, Москву и Санкт-Петербург.
Экспедиции - неотъемлемая часть образовательного процесса на кафедре метеорологии и климатологии. Сотрудники и студенты организуют и участвуют в различного рода гидрометеорологических экспедициях по изучению климатических особенностей береговой зоны Волги, рек и озер регионов России (проект «Изучаем Россию вместе»), изучению микроклиматических особенностей пещер и ледников, гидрологических параметров водных объектов, свойств родников природного парка «Кумысная поляна» (проект «Родники Саратова»). Студенты проводят летние наблюдения за серебристыми облаками в рамках проекта «Argentum».
Научно-исследовательские экспедиции являются одним из направлений летней практики для студентов-метеорологов. Кроме метеорологических, климатических и гидрологических наблюдений, во время экспедиции студенты знакомятся с природой родного края.
Студенты сами разрабатывают маршрут и его научную направленность, а также готовят оборудование и снаряжение. Обязательной составляющей любой научно-познавательной экспедиции является отчет, где представлены все полученные результаты, а также пространственно-временные изменения показателей и их экологическая оценка.
Модель научно-познавательной экспедиции является логическим продолжением образовательного процесса, которая позволяет разнообразить его приемы и формы, организовать проектно-исследовательскую работу.