Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

 

СПЕЦСЕМИНАР
 М.А. Кормилицыной

Проблемы речевого общения

Исследовательская направленность спецсеминара:

Основная цель семинара – исследование реального функционирования русского языка в современном российском обществе и изменений, которые происходят в русской речи и речевом поведении в цифровую эпоху. Изучение ведется в 2-х направлениях: 1. Речевое общение в разных ситуациях и сферах жизни современного общества и 2. Язык средств массовой коммуникации. Предлагаемые темы могут разрабатывать и студенты-филологи, и журналисты. Кроме того, студент может сам предложить интересующую его тему исследования.

Формы работы: обсуждение рефератов, защита курсовых работ, предзащита ВКР, индивидуальная работа со студентами.

I. Речевое общение в разных ситуациях и сферах жизни

Примерные темы:

Способы предотвращения конфликтов в общении
Положительная оценка человека в разных сферах общения
Гендерные различия в общении
Стратегии и тактики речевого поведения современного человека
Эвфемизация реалий общественно-политической жизни
Способы выражения категоричности
Языковые средства взаимодействия автора и адресата в разных сферах коммуникации

II. Язык средств массовой коммуникации 

Примерные темы:

Приемы адресации речи
Трансформация пословиц в газетных заголовках
Приемы убеждения в СМИ
Жаргонизмы в современных СМИ
Окказионализмы в современных СМИ
Разговорные элементы в современных СМИ

 

СПЕЦСЕМИНАР 
А. Н. Байкуловой 

Неофициальное общение, его разновидлности и реальное функционирование

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре студенты под руководством преподавателя овладевают навыками анализа речевого материала, собранного в семейной сфере, сфере родственного и дружеского общения, в рабочем коллективе. Исследуются жанры неофициального общения, разнообразные социальные роли коммуникантов, речевые стратегии и тактики. Предметом исследования может стать общение и речь членов трудового коллектива, спортивной секции, кружка, студии и т.п. В сфере неофициального общения осуществляется взаимодействие человека с животными, растениями, предметами вещного мира. Это также может быть предметом лингвистического исследования. Большое внимание в семинаре уделяется интернет-коммуникации и её жанрам, изучению речи и речевого поведения представителей СМИ и интернет-сообществ.

Формы работы: лекции, практические занятия по расшифровке текстов устной речи, обсуждение докладов, рефератов, защита курсовых работ, предзащита ВКР, подготовка к участию в научных студенческих конференциях вузов Саратова и других  городов России, конкурсах научных студенческих работ.

Примерные темы:

Речевые жанры повседневно-бытового общения (похвала, извинение, утешение, уговоры и др.)
Речевая агрессия в повседневном общении
Коммуникативные неудачи в повседневном общении и способы их предотвращения
Семейные номинации (бытовые объекты, утварь, одежда, мебель и т.п.)
Социальные роли (матери, отца, сына, дочери и др.) и их речевое воплощение
Дружеская коммуникация в разных средах
Речь горожан в разных повседневных практиках
Жанры интернет-коммуникации и др.
Речевой портрет / языковая личность (блогера, журналиста, учителя, тренера и т.п.)

 

СПЕЦСЕМИНАР
Т.А. Милёхиной

Социальные аспекты изучения речи

Исследовательская направленность спецсеминара:

В спецсеминаре предполагается изучение речи разных социальных и профессиональных групп российского общества. Основное направление исследований связано с отражением в речи россиян социального расслоения общества, экономических и политических преобразований. С этой целью планируется проанализировать речь разных социальных слоёв российского общества. В этом же аспекте исследуется и речь людей разных профессий − актёров, режиссёров, писателей, политиков, предпринимателей, врачей, учителей, представителей различных молодёжных субкультур. Изучение речи проводится в нескольких аспектах – собственно лексическом, культурно-нормативном, стилистическом и концептуальном.

В качестве материала для анализа используются записи реальной речи, материалы печатных и электронных СМИ, современная беллетристика. Сопоставительный аспект исследовательской работы спецсеминара связан с изучением соотношения живой и реконструированной в тексте речи представителей разных социальных групп.

Формы работы: представление выбранной научной темы, обзор научной периодики, реферат по теме, участие в дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, подготовка к участию в научных конференциях, в конкурсах студенческих работ, подготовка статьи для публикации.

Примерные темы:

Лексикон молодёжных субкультур
Лингвистический анализ текстов современной поп-музыки
Антропонимы в художественном и публицистическом текстах
Эвфемизмы в современных СМИ: состав и функции
Языковая специфика патриотического дискурса
Графические средства (цифры, символы, шрифт) как способ речевого воздействия в текстах СМИ
Создание речевого имиджа героев реалити-шоу на телевидении
Речевой портрет актёра, музыканта, политика (по материалам интервью)
Языковая среда горожанина
Нецензурное слово в языке и речи

 

СПЕЦСЕМИНАР
А. В. Дегальцевой 

Функциональная грамматика и речевая практика

Исследовательская направленность спецсеминара:

Основная цель семинара – исследование реального функционирования отдельных групп слов, частей речи, грамматических категорий, синтаксических единиц в современной русской речи. Исследования, проводимые в спецсеминаре, базируются на коммуникативистике, теории функциональной грамматики, лексической и грамматической семантике и ряде других актуальных направлений современной лингвистики. В качестве материала исследования могут выступать современная разговорная речь, интернет-коммуникация, средства массовой информации, научная и художественная речь, деловое общение. Темы предлагаются преподавателем, однако могут быть выбраны и самим студентом.

Формы работы: анализ современных лингвистических работ по проблематике спецсеминара,  обсуждение студенческих докладов, защита курсовых работ, индивидуальная работа со студентами. 

Примерные темы:

Динамические процессы в современной русской речи
Интернет-коммуникация как новая речевая формация (жанры речи, речевые стратегии и тактики, аттрактивные приёмы и др.)
Активные процессы в современных СМИ
Речь малых социальных групп
Cемантика и грамматика наречий
Функционирование окказионализмов в СМИ / художественной речи
Эвфемизмы и их роль в тексте
Эффективность и рискогенность современного делового общения
Речевой портрет медийной личности

 

СПЕЦСЕМИНАР
О. В. Мякшевой

Язык и его реализация в разных сферах общения

Исследовательская направленность спецсеминара:

Цель семинара – исследование системы языка и его реализации в разных сферах общения (художественная, научная, официально-деловая, публицистическая и т.д.). Исследуются как реальные процессы в речи данных сфер (объектом в основном является продукт речевой деятельности — текст), так и научно-методические аспекты изучения текстов этих сфер в обучающих целях (учебно-просветительская сфера, повседневная речь и ее культура). Студент может сам предложить интересующую его тему исследования. Задачами семинара являются: совершенствование знаний в области системных характеристик современного русского языка, изучение и характеристика его изменений, выработка умений и навыков анализа его реального функционирования в разных сферах общения, научно-методических приемов повышения уровня речевой культуры в исследуемой области. Важнейшей задачей семинара является изучение концепций преподавания Русского государственного языка и Русского родного языка в современных школьных учебниках. Для студентов-иностранцев могут быть предложены сопоставительные исследования русского и их родных языков. 

Формы работы: лекции руководителя семинара по материалам последних по времени конференций в СГУ и за его пределами, обзоры новой научной литературы по проблемам, дискуссии по актуальным вопросам из новой научной литературы, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, обсуждение материалов прошедших конференций и вебинаров, индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Научно-исследовательские:

Проблемы речевой коммуникации в современных СМИ (нормативность, выразительность, уместность и т.д.)
Художественный текст и его эстетический потенциал
Лингвокреатив в современных текстах (реклама, телепродукция и т.д.)
Языковая картина мира в родном и русском языке (на лексико-грамматическом фрагменте языковой системы)
Англицизмы в современном русском языке как показатель его обеднения»

Научно-методические:

Концепции преподавания русского государственного и русского родного языка в современных школьных учебниках
Русский язык в школьном освещении

СПЕЦСЕМИНАР 
С. В. Андреевой 

Проблемы эффективности речевой коммуникации

Исследовательская направленность спецсеминара:

В спецсеминаре изучаются вопросы порождения, восприятия и эффективности речи. Коммуникация рассматривается как речевая форма управления адресатом. Исследуется влияние на эффективность общения множества факторов, например, возрастных, социальных, гендерных различий, национально-культурной специфики, типа речевой культуры, различий в языковом сознании разных поколений и т.д. Выявляются основные и вспомогательные единицы речевого общения; средства, устанавливающие, развивающие и размыкающие контакт; средства и приемы, повышающие эффективность общения в разных ситуациях. Материалом исследования могут служить записи реальной речи, интернет-речь, анкеты, данные опросов, ассоциативных экспериментов и т.п.

Формы работы: лекции, дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Проблемы речевой коммуникации:

Психолингвистические аспекты речевого воздействия
Ассоциативный эксперимент как метод изучения языкового сознания
Влияние языкового сознания коммуникантов на эффективность общения
Модные слова в лексиконе разных групп населения
Лексикон школьника как динамическая система

Методические аспекты изучения русского языка в вузе и школе:

Интеллект-карты на уроках русского языка
Программы-тренажеры по русскому языку на уроке и вне урока
ЕГЭ по русскому языку: структура, технологии выполнения и подготовки
Изучение грамматики русского языка в вузе и школе (русской и туркменской)

 

СПЕЦСЕМИНАР 
 О. Н. Струковой

Речевое общение и его эффективность

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре предполагается рассмотрение вопросов, связанных с эффективностью речевого общения. Исследования могут быть связаны с нормативным, коммуникативным и этическим аспектом речевой культуры.

Формы работы: выполнение реферата, представление развёрнутых планов курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); обсуждение студенческих докладов; защита курсовых работ; индивидуальная работа со студентами.              

Примерные темы:

Лингвостилистические особенности речи конкретного лица
Лексико-семантические особенности речи журналиста
Языковая личность журналиста, актёра или любого человека по выбору
Речевой портрет журналиста, актёра или любого человека по выбору
Способы воздействия на адресата (на примере конкретного лица или передачи)
Коммуникативная компетентность журналиста, актера, политика
Положительная оценка лица
Жанры речи
Особенности общения в интернете (социальные сети, чаты, мессенджеры)
Интернет-общение и современные языковые нормы
Речевой этикет в интернет-общении

           

СПЕЦСЕМИНАР 
 Е. П. Захаровой

Современная речевая культура

Исследовательская направленность спецсеминара:

Изучение современной речи в разных сферах общения с точки зрения нормативности (соблюдения языковых, функционально-стилистических и коммуникативно-этических норм, формирования новых норм), эффективности и целесообразности на материале повседневной речи современных горожан, представителей разных социальных и профессиональных групп (студентов, преподавателей, администраторов, журналистов и др.), а также радиопередач, ТВ, интернета. Исследование  радиорекламы, телерекламы, интернет-рекламы.

Формы работы: выполнение реферата, представление развёрнутых планов курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); обсуждение студенческих докладов; защита курсовых работ; индивидуальная работа со студентами.                         

Примерные темы:

Особенности  современного разговорного дискурса
Новообразования в устной речи, интернет-коммуникации
Молодёжный сленг в речи радиоведущих
Лингвистические особенности речи радиоведущих
Речевое поведение телеведущих разных программ
Современная реклама с точки зрения норм русского языка
Речевые стереотипы в повседневном общении
Коммуникативные нормы вузовского общения и их нарушения

 

СПЕЦСЕМИНАР  
Г. С.  Куликовой  

Социальный аспект языковой нормы

Исследовательская направленность спецсеминара:

Основной целью работы в спецсеминаре является изучение языковых норм во всем их многообразии: ортологических, коммуникативных и этических – с учетом их роли в структуре языковой компетенции  носителя языка и  значимости их соблюдения в общении представителей разных профессиональных групп современного общества. Исследования, проводимые в спецсеминаре, базируются на теории культуры речи, лексикологии, стилистике, коммуникативистике и ряде других актуальных направлений современной лингвистики.

В качестве материала исследования могут выступать записи преимущественно устной речи учителей, врачей, журналистов, студентов, блогеров. При изучении речи учитываются все вербальные и невербальные компоненты общения 

Формы работы: выполнение реферата, представление развёрнутых планов курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); обсуждение студенческих докладов; защита курсовых работ; индивидуальная работа со студентами. 

Темы могут варьироваться с учетом профессиональных предпочтений студентов и возможностей сбора материала.

Примерные темы:

Коммуникативные и этические нормы в речи журналистов и причины их нарушения
Использование новейших заимствований в языке интернет-блогов в соотношении с параметрами хорошей речи
Особенности общего и профессионально ориентированного  речевого этикета
Профессионализмы в языке СМИ и коммуникативные качества «доступность» и «уместность»
Составляющие коммуникативной компетенции врача
Приёмы популяризации научной информации в речи учителя
Поиск эталона хорошей речи в массовом сознании (на материале интерактивных научно-популярных программ о культуре речи)
Коммуникативные риски в общении студентов и преподавателей, связанные с нарушением этических норм
Динамика изменения ортологических норм по данным словарей и ее отражение  в речевой практике

                        

СПЕЦСЕМИНАР 
Е. В. Уздинской

Язык СМИ

Исследовательская направленность спецсеминара:

Целью семинара является исследование особенностей функционирования языка в современных российских СМИ. Студенты учатся анализировать тексты в различных СМИ, выявлять стилистические возможности языковых единиц, зависимость их использования от типа СМИ, жанра, направленности, целей автора. Исследуются особенности индивидуального стиля различных журналистов, специфика функционирования определенных пластов лексики в различных СМИ. Темы исследований предлагает преподаватель с учетом интересов и желаний студентов. Предлагаемые студентами темы обсуждаются и принимаются с возможными уточнениями.

Формы работы: выполнение реферата, представление развёрнутых планов курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); обсуждение студенческих докладов; защита курсовых работ; индивидуальная работа со студентами.        

Примерные темы:

Особенности идиостиля журналиста
Сниженная лексика в изданиях различного типа
Речевые особенности ведущих телепередач
Средства привлечения внимания в заголовках изданий различного типа
Особенности новых Интернет-жанров
Специфика использования выразительных средств в заголовках различных изданий
Экспрессивные синтаксические конструкции в различных печатных изданиях
Язык рекламы в женских и мужских изданиях
Речевые особенности газеты

 

СПЕЦСЕМИНАР
О. С. Незнаевой

Актуальные проблемы изучения и преподавания РКИ

(для направления 45.03.01 Филология, профиль Отечественная филология (русский язык и литература), заочная форма обучения)

Исследовательская направленность спецсеминара:

В рамках семинара предполагается изучение теоретических и практических аспектов русского языка как иностранного в трех направлениях: лингвистика, методика и лингвокультурология.

Формы работы: выполнение реферата, представление развёрнутых планов курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); обсуждение студенческих докладов; защита курсовых работ; индивидуальная работа со студентами. 

Примерные темы:

Специфика изучения предложно-падежной системы русского языка на уроках РКИ
Потенциал художественного текста в практике преподавания РКИ
Особенности преподавания языка специальности
Сравнительный анализ учебников по РКИ уровня Б1 (по выбору)
Тема «Глаголы движения» и ее отражения в различных учебниках и пособиях по РКИ
Возможности применения современный информационных технологий в системе обучения РКИ
Формирование языковой картины мира при изучении РКИ