Единая повестка "Университет как центр непрерывного образования учителя в контексте социальных практик ХХI века"
Проект призван ответить на следующие вызовы, обусловленные федеральными и региональными трендами и тенденциями:
- послевузовское образование учителя проходит при минимальном участии университета: именно университеты с сильным кадровым составом в области педагогического образования, мощной ресурсной базой, возможностями быстрого и гибкого переформатирования образовательных программ в соответствии с вызовами современного общества и общемировыми трендами могут поднять непрерывное образование учителя на новую высоту. В СГУ до 700 учителей (из 43 500 работающих в регионе) ежегодно проходят повышение квалификации. Необходимо масштабное подключение университета к непрерывному образованию учителя;
- ощутимый дефицит педагогических кадров: в отдельных муниципальных образованиях региона дефицит учительских кадров достигает 25%. Доля молодых (до 39 лет) учителей ничтожно мала, многие молодые учителя уходят из профессии в первые два года работы. Необходимо введение мотивировочных модулей в ООП будущих учителей;
- недостаточность нового контента и новых технологий в непрерывном образовании вузовских преподавателей: профессиональный функционал НПР меняется в связи с цифровизацией российской экономики, появлением актуальных задач по развитию профессиональных и универсальных компетенций у студентов, в связи с введением в ООП программ воспитания.
Цель стратегического проекта: переформатирование национальной системы непрерывного образования учителя и вузовского преподавателя с учетом новых социальных вызовов.
Задачи стратегического проекта.
Задача 1. «Довузовская подготовка учителя»
Инфраструктурная трансформация СГУ для проведения занятий и социальных практик с абитуриентами-будущими педагогами | Бенефициар: организации общего образования, университеты России; жители региона и других регионов | ||
Продукт/услуга на выходе:
| |||
Задача 2. «Высшее педагогическое образование в университете»
Модернизация содержания и технологий обучения; индивидуализация образовательного процесса; профессиональное мотивирование, тиражирование лучших практик на федеральном уровне.
| Бенефициар: обучающиеся образовательных организаций высшего образования. | ||
Продукт/услуга на выходе:
| |||
Задача 3. Педагогическая образовательная платформа «Учитель будущего»
Реализация проекта педагогической интернатуры: организационно-методическая поддержка учителей в течение трех лет после окончания университета; непрерывное образование педагогических работников организаций общего образования; развитие цифровых компетенций школьного учителя. | Бенефициар: руководители и педагоги организаций общего образования. | ||
Продукт/услуга на выходе:
| |||
Задача 4. «Школа педагогического мастерства для преподавателей вузов»
Программы дополнительного образования для преподавателей вузов РФ по всем направлениям аудиторной и внеаудиторной деятельности НПР. | Бенефициар: преподаватели образовательных организаций высшего образования России; сотрудники молодежных центров, министерств молодежной политики. | ||
Продукт/услуга на выходе:
|
Ожидаемые результаты стратегического проекта.
Результаты СП к 2030 году на уровне страны и региона: трансформация непрерывного образования учителя, проведенная в регионе и предложенная другим регионам России, позволит существенно изменить качество школьного образования, повысить мотивацию учителей, в том числе молодых, к учительскому труду, преодолеть дефицит кадров, даст новый импульс к росту престижа учительской профессии в современном российском обществе. Модель непрерывной подготовки учителя, разработанная в СГУ, будет тиражирована в других регионах России: активное включение СГУ в непрерывное образование учителя; организационно-методическое сопровождение учителя в течение трех лет после окончания вуза (педагогическая интернатура) со стороны университета; обновление и расширение образовательных программ дополнительного образования учителя и преподавателя за счет развития цифровых компетенций, медийной педагогики, комплексных программ воспитания.
В области развития человеческого капитала – снижение дефицита педагогических кадров, распространение опыта СГУ в других регионах России: в целях расширения рынка учительских кадров разработка и внедрение педагогического модуля для непедагогических специальностей и направлений подготовки за счет индивидуализации обучения; введение мотивировочного модуля в ООП направления «Педагогическое образование»; создание виртуального педагогического класса.
Результаты СП к 2030 году на уровне университета:
Показатель | Ед.изм. | 2020 | 2030 | |
1 | Количество бакалавров | чел. | 2000 | 2030 |
2 | Количество магистрантов и аспирантов | чел. | 274 | 300 |
3 | Количество программ ДО для школьных учителей | ед. | 4 | 20 |
4 | Количество программ ДО для вузовских преподавателей | ед. | 25 | 35 |
5 | Доля студентов-целевиков от числа всех студентов по направлению «Педагогическое образование» | % | 4,3% | 10% |
6 | Количество студентов, освоивших педагогический модуль по образовательным программам «непедагогических» профилей | чел. | 0 | 200 |
7 | Доля слушателей-учителей и преподавателей вузов, обучающихся по программам ДПО из других регионов | % | 5 | 100 |
8 | Количество молодых учителей, получающих организационно-методическую поддержку университетских преподавателей (педагогическая интернатура) | чел. | 100 | 1000 |
9 | Количество слушателей из социально незащищенных слоев населения, освоивших программы дополнительного образования за счет средств СГУ | чел. | 5 | 200 |