Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Единая повестка "Университет как центр непрерывного образования учителя в контексте социальных практик ХХI века"

 Проект призван ответить на следующие вызовы, обусловленные федеральными и региональными трендами и тенденциями:

послевузовское образование учителя проходит при минимальном участии университета: именно университеты с сильным кадровым составом в области педагогического образования, мощной ресурсной базой, возможностями быстрого и гибкого переформатирования образовательных программ в соответствии с вызовами современного общества и общемировыми трендами могут поднять непрерывное образование учителя на новую высоту. В СГУ до 700 учителей (из 43 500 работающих в регионе) ежегодно проходят повышение квалификации. Необходимо масштабное подключение университета к непрерывному образованию учителя;

- ощутимый дефицит педагогических кадров: в отдельных муниципальных образованиях региона дефицит учительских кадров достигает 25%. Доля молодых (до 39 лет) учителей ничтожно мала, многие молодые учителя уходят из профессии в первые два года работы. Необходимо введение мотивировочных модулей в ООП будущих учителей;

- недостаточность нового контента и новых технологий в непрерывном образовании вузовских преподавателей: профессиональный функционал НПР меняется в связи с цифровизацией российской экономики, появлением актуальных задач по развитию профессиональных и универсальных компетенций у студентов, в связи с введением в ООП программ воспитания. 


Цель стратегического проекта: переформатирование национальной системы непрерывного образования учителя и вузовского преподавателя с учетом новых социальных вызовов.

Задачи стратегического проекта.

Задача 1. «Довузовская подготовка учителя»

 

Инфраструктурная трансформация СГУ для проведения занятий и социальных практик с абитуриентами-будущими педагогами

Бенефициар: организации общего образования, университеты России; жители региона и других регионов

Продукт/услуга на выходе:

  • создание виртуального педагогического класса для школьников региона и других регионов России (BFR – 2024);
  • проведение областной педагогической  олимпиады школьников (BFR – 2024).

Задача 2. «Высшее педагогическое образование в университете»

 

Модернизация содержания и технологий обучения; индивидуализация образовательного процесса; профессиональное мотивирование, тиражирование лучших практик на федеральном уровне.

 

Бенефициар: обучающиеся образовательных организаций высшего образования.

Продукт/услуга на выходе:

  • новые образовательные программы на основе интеграции фундаментальной и практической подготовки, системы профессионального мотивирования (внедрение новых образовательных технологий, проектных методов обучения; расширение спектра цифровых компетенций обучающихся) (BFR – 2024);
  • модуль социальных практик, мероприятий, мотивирующих к профессиональной деятельности (расширение спектра социальных практик обучающихся, мероприятий, мотивирующих к профессиональной деятельности)  (QW – 2022);
  • педагогические модули для непедагогических образовательных профилей для использования в регионах РФ (расширение возможностей для получения учительской квалификации по образовательным программам «непедагогических» профилей  за счет элективных модулей и дополнительных квалификаций в период обучения по системе 2+2+2) (BFR – 2024).

Задача 3. Педагогическая образовательная платформа «Учитель будущего»

 

Реализация проекта педагогической интернатуры: организационно-методическая поддержка учителей в течение трех лет после окончания университета; непрерывное образование педагогических работников организаций общего образования; развитие цифровых компетенций школьного учителя.

Бенефициар: руководители  и педагоги организаций общего образования.

Продукт/услуга на выходе:

  • расширение сетевых форм реализации программ ДПО (BFR- 2024);
  • введение системы социальных грантов университета для дополнительного профессионального образования социально незащищенных категорий граждан и обучающихся  вузов страны (QW-2022);
  • проведение летних педагогических школ для молодых учителей (QW-2022);
  • научные исследования в области педагогического образования, методические сессии, научно-методические конференции, научно-практические конференции, мастер-классы, вебинары для учителей и студентов – будущих педагогов (BFR- 2024);
  • конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию» (QW-2022);
  • научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» (QW-2022);
  • Консультативный пункт для учителей «Consilium» (BFR- 2024)

Задача 4. «Школа педагогического мастерства для преподавателей вузов»

 

Программы дополнительного образования для  преподавателей вузов РФ по всем направлениям аудиторной и внеаудиторной деятельности НПР.

Бенефициар: преподаватели образовательных организаций высшего образования России;  сотрудники молодежных центров, министерств молодежной политики.

Продукт/услуга на выходе:

  • реализация образовательных программ дополнительного образования по проблемам вузовской методики, педагогики, психологии; по проблемам молодежной политики, вузовских  программ воспитания;
  • реализация образовательных программ дополнительного образования в области социального проектирования; медийной педагогики; программы «Цифровой мир».

Ожидаемые результаты стратегического проекта.

Результаты СП к 2030 году на уровне страны  и региона: трансформация непрерывного образования учителя, проведенная в регионе и предложенная другим регионам России, позволит существенно изменить качество школьного образования, повысить мотивацию учителей, в том числе молодых, к учительскому труду, преодолеть дефицит кадров, даст новый импульс к росту престижа учительской профессии в современном российском обществе. Модель непрерывной подготовки учителя, разработанная в СГУ, будет тиражирована в других регионах России: активное включение СГУ в непрерывное образование учителя; организационно-методическое сопровождение учителя в течение трех лет после окончания вуза (педагогическая интернатура) со стороны университета; обновление и расширение образовательных программ дополнительного образования учителя и преподавателя за счет развития цифровых компетенций, медийной педагогики, комплексных программ воспитания.

В области развития человеческого капитала – снижение дефицита педагогических кадров, распространение опыта СГУ в других регионах России: в целях расширения рынка учительских кадров разработка и внедрение педагогического модуля для непедагогических специальностей и направлений подготовки за счет индивидуализации обучения; введение мотивировочного модуля в ООП направления «Педагогическое образование»;  создание виртуального педагогического класса.   

Результаты СП к 2030 году на уровне университета:

 Показатель  

Ед.изм.

2020

2030

1Количество бакалавров

чел.

2000

2030

2Количество магистрантов и аспирантов

чел.

274

300

3Количество программ ДО для школьных учителей

ед.

4

20

4Количество программ ДО для вузовских преподавателей

ед.

25

35

5Доля студентов-целевиков от числа всех студентов по направлению «Педагогическое образование»

%

4,3%

10%

6Количество студентов, освоивших педагогический модуль по образовательным программам «непедагогических» профилей

чел.

0

200

7Доля слушателей-учителей и преподавателей вузов, обучающихся по программам ДПО из других регионов

%

5

100

8Количество молодых учителей, получающих организационно-методическую поддержку университетских преподавателей (педагогическая интернатура)

чел.

100

1000

9Количество слушателей из социально незащищенных слоев населения, освоивших программы дополнительного образования за счет средств СГУ

чел.

5

200