Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

СПЕЦСЕМИНАР
Л.В. Балашовой, Д.В. Калужениной

Метафорические и фразеологические средства языка

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучается место метафоры и фразеологии в языковой системе и речевой деятельности. Исследуются принципы метафорического и фразеологического моделирования фрагментов языковой картины мира. 

Основные источники материала: словари (семантические, толковые, фразеологические и др.), тексты СМИ, текстовые электронные корпусы.

Примерные темы:

Семантическая группа «Внеземное (космическое и воздушное) пространство» как источник метафоризации в современном русском языке.
Пандемия КОВИД-19 в зеркале метафоры (на материале российских газетных СМИ 2020-2022 гг.).
Метафорический способ именования в субстантивной лексико-семантической группе «Интеллектуальная деятельность».
Фразеосемантическое поле «Средства передвижения» в русском языке: лингвистический и концептуальный аспекты.
Фразеосемантическое поле «Социальные устои. Право. Закон» в русском языке: лингвистический и концептуальный аспекты.

 

СПЕЦСЕМИНАР

В.В. Дементьева, Н.Г. Шаповаловой

Современный дискурс

Исследовательская направленность спецсеминара:

Работа спецсеминара посвящена исследованию коммуникативных и когнитивных особенностей разных сфер современной коммуникации; изучению речевых портретов (языковой личности); специфике научной речи.

Основные источники материала: записи телепередач, социальные сети, интернет-форумы, блоги; тексты научных статей.

Примерные темы:

Концепт «хайп» в интернет-дискурсе.
Речевой портрет комментатора фигурного катания А.В. Гришина.
Прецедентные феномены в фильме «Брат-2».
Структурно-тематические особенности публикаций о бездомных кошках.
Метатекстовые элементы в статьях журнала «Жанры речи»: статистический анализ.

 

СПЕЦСЕМИНАР

О.Ю. Крючковой, А.И. Бурановой

Язык в пространстве и во времени (проблемы варьирования и динамики национального языка)

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучается территориальная специфика русского языка (русская диалектная речь), историческое развитие и синхронная динамика русского языка, национально-культурные особенности языковых явлений (русский язык в сопоставлении с другими языками).

Основные источники материала: записи диалектной речи, словари (семантические, толковые, словообразовательные, исторические, диалектные, ассоциативные, неологические и др.), текстовые электронные корпусы.

Примерные темы:

Говор с. Земляные Хутора Аткарского района Саратовской области: структурный и коммуникативный анализ.
Прецедентные феномены в русской диалектной речи.
Цветовая лексика в памятниках старославянской и древнерусской письменности: системные отношения и функционирование.
Новые англицизмы в русском языке конца XX–начала XXI вв.: тематические группы и функционирование.
Словообразовательная категоризация представлений о цвете в русском языке на фоне турецкого.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Н.М. Орловой

Лексико-фразеологическая система русского языка и языковая картина мира

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучается место и функциональная значимость различных пластов общенародной лексики (фразеологии) и лексики, имеющей стилистическую окраску или ограниченную сферу употребление (терминов, устаревших слов, заимствований) в формировании языковой и художественной картины мира, а также в лексической репрезентации концептов.

Основные источники материала: словари (толковые, специальные словари, этимологические, ассоциативные, двуязычные и др.), тексты, разным функционально-стилевых типов (художественные, публицистические, официально-деловые), текстовые электронные корпусы, учебники и программы для средней школы.

Примерные темы:

Лексическая организация текста детской научно-познавательной литературы.
Фразеологические единицы с компонентом «голова».
Милитарная лексика в современной прозе.
Флористическая лексика в структуре поэтического текста
Антропонимы в тексте детской литературы.

 

СПЕЦСЕМИНАР

А.П. Романенко

Проблемы речеведения

Исследовательская направленность спецсеминара:

Предмет речеведения – тексты (их типология, структура, стиль), словесность, литературный язык как система стилей. Методы исследования: лингвостилистический, риторический, дискурсивный.

Основные источники материала: художественные тексты, документы, тексты средств массовой информации.

Примерные темы:

Советизмы 20-х годов ХХ в. в пьесах Н.Р. Эрдмана (понятие советизмов как неологизмов 20-х гг. и историзмов сейчас).
Отражение языка изображаемой эпохи в повести А. Иванова «Пищеблок» (лексика и фразеология советской эпохи).
Элементы делового стиля в художественной литературе ХХ в.
Штампы СМИ в художественной литературе ХХ в.
Стилистическое своеобразие прозы Зощенко.

 

СПЕЦСЕМИНАР
Т.В. Веселковой

 

Актуальные проблемы современного словообразования

Исследовательская направленность спецсеминара:

Семинар посвящен исследованию единиц словообразования, их подсистем и функций. Изучается специфика словообразовательных моделей, особенности формирования семантики производных слов, стилистическая роль производной лексики.

Основные источники материала: словари (толковые, словообразовательные), тексты (художественные, публицистические, разговорные).

Примерные темы:

Лексико-семантический и словообразовательный потенциал прилагательных со значением цвета.
Словообразовательные гнёзда существительных день, ночь, утро, вечер в системно-языковом аспекте.
Однокорневые слова в структуре текста.
Наименования коммерческих предприятий Саратова: словообразовательный аспект.
Концепт «музыка» в индивидуально-авторской картине мира С. Есенина: словообразовательный аспект.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Ю.В. Каменской

Лингвокультурное пространство языка в функциональном и дискурсивном аспектах

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучаются вопросы взаимодействия языка и культуры. Исследуются такие лингвокультурологические категории, как языковая личность в разных вариантах национального языка и в художественном тексте; лингвокультурный код; концептуальные оппозиции; прецедентность и ценностность.

Основные источники материала: тексты, принадлежащие разным вариантам национального языка – диалекты, просторечие, литературный язык (в том числе художественные тексты).

Примерные темы:

Речевое взаимодействие представителей разных культур в художественном тексте
Концепт «театр» в русской лингвокультуре (динамический аспект)
Концептуальная оппозиция «добро/зло» в диалектной лингвокультуре
Варьирование устойчивого сюжета в говоре (сопоставление текстовых материалов разных говоров)
Лингвокультурный типаж «врач» в художественном и публицистическом дискурсе XIX-XX веков.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Т.Н. Медведевой

Структурные слова современного русского языка

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучаются основные структурные слова современного русского языка: предлоги, союзы, частицы, междометия, вводные слова, цетеры. Структурные слова рассматриваются как в синхронном, так и в диахроническом аспекте.

Основные источники материала: художественной литературы, газетно-публицистические тексты, тексты разговорной речи и т.д.

Примерные темы:

Сравнительная характеристика междометий в произведениях М.А. Булгакова и Ф.А. Искандера.
Особенности функционирования вводных слов и предложений в газетно-публицистических текстах.
Роль частиц в создании образов персонажей художественного текста.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Т.И. Мурзаевой

Диалектные и архаические языковые явления в художественной и разговорной речи

Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре изучаются типы и функции диалектизмов и архаизмов в художественной и современной устно-разговорной речи. Диалектные и архаические языковые единицы рассматриваются как явления идиостиля, стилизации художественной и устно-разговорной речи.

Основные источники материала: художественные тексты, тексты устно-разговорной речи.

Примерные темы:

Диалектизмы в произведениях Е. Носова.
Диалектизмы в произведениях А. Солженицына.
Архаизмы в исторической прозе Д. Балашова.
Архаизмы в исторической прозе В. Пикуля.
Архаические языковые элементы в речи диалектоносителя.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Н.В. Свешниковой

Экспрессивность в языке и речи

Исследовательская направленность спецсеминара:

Семинар посвящен изучению категории экспрессивности (т.е. выразительности). Исследуются семантические, словообразовательные особенности экспрессивных единиц в речи, их функционирование, специфика использования в текстах разного типа.

Основные источники материала: тексты разных типов (художественные, публицистические, разговорные, диалектные), словари.

Примерные темы:

Средства создания экспрессии в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Особенности функционирования жаргонной лексики в языке СМИ.
Сниженная лексика как средство экспрессии в речи тележурналистов.
Фразеологические единицы как элемент комического в художественных текстах.
Экспрессивная лексика в текстах рекламы.

 

СПЕЦСЕМИНАР

Е.В. Старостиной

Языковое сознание (по данным вербальных ассоциаций)

Исследовательская направленность спецсеминара:

Работа семинара посвящена проблеме языкового сознания, его речевого воплощения, социокультурного варьирования. Изучается ассоциативно-вербальная сеть носителей языка: ассоциативные связи языковых единиц, влияние лингвистических и нелингвистических факторов на актуализацию ассоциативных связей.

Основные источники материала: словари (ассоциативные, семантические, толковые), текстовые электронные корпусы, данные самостоятельно проведенных ассоциативных экспериментов.

Примерные темы:

Устойчивые ассоциативные связи между названиями эмоций и цветов в языковом сознании носителей русского языка (на материале результатов ассоциативного эксперимента).
Неологизмы в языковом сознании носителей русского языка: гендерный аспект (на материале результатов ассоциативного эксперимента).
Возрастная динамика ассоциативных реакций на стимул «развитие» (на материале АСШС и ЕВРАС).
Прецедентные феномены сферы живописи в языковом сознании носителей русского языка (на материале ЕВРАС).