Тематика научного направления – исторические тенденции социологической рефлексии и современные проблемы социальной интеграции и дифференциации российского и регионального социума в институциональном, социально-экономическом, демографическом и аксеологическом (ценностном) измерении.
Основное содержание научного направления: системный многомерный анализ тенденций, детерминант, состояния, противоречий, механизмов, моделей, специфики, степени интегрированности различных социальных групп населения в процессы политических, образовательных, демографических, социально-экономических преобразований современного российского и регионального общества.
Направления исследования
-
Анализ процесса формирования ценностных и идеологических ориентаций российского и регионального социума в широком историческом и современном контексте, роли традиций и исторического наследия в процессах поддержания и легитимации власти.
-
Выявление закономерностей воспроизводства традиций и исторического наследия в проектах конструирования идеологем демократии и национальной идеи в современной России.
-
Разработка методики социологической диагностики институциональных и неформальных повседневных практик, и проблем различных групп современной молодежи в России и регионе.
-
Уточнение принципов, закономерностей и моделей процесса конструирования, производства, воспроизводства и «утилизации» ценностных установок, маркеров самоидентификации, стратегий поведения различных социально-экономических, демографических категорий населения.
-
Исследование проектов (моделей) конструирования межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в полиэтнической ситуации, повышенной рискогенности городских и сельских поселений.
-
Социологическая диагностика производства, воспроизводства, развития социально-трудового потенциала региона в контексте конструктивных и деструктивных, формальных и неформальных, конфликтных практик, дорыночных, псевдорыночных и рыночных моделей поведения в социально-экономической сфере.
-
Выявление социальных механизмов, факторов преодоления депопуляционных тенденций в социальном пространстве города и деревни, оптимизации процессов внутрисемейного сетевого взаимодействия и пролонгированного здорового активного образа жизни в современном рискогенном обществе.
-
Изучение образовательного пространства современной России и региона в ракурсе формирования, внедрения концепции непрерывного образования.