Молодые учителя обсудили визуализацию и цифровой след в образовательном пространстве
Во второй день летнего педагогического нетворкинга прошёл цифровой хакатон «Принцип наглядности в XXI веке: визуализируем красиво и грамотно». Его провела заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова.
В начале встречи Наталья Алексеевна отметила, что каждый учитель стремится к использованию цифровых инструментов в школе. Педагоги размышляли о том, как изменился принцип наглядности со временем. С развитием информационных технологий и появлением современных гаджетов визуализация приобрела новые черты. Наталья Алексеевна привела в пример слова Альберта Эйнштейна о важности наглядности в образовательном процессе: «Если я могу это представить, я могу это понять».
Эксперт отметила, что сегодня у детей преобладает визуальное мышление. Молодым учителям важно сформировать это мышление у ребёнка и донести его основные принципы до каждого воспитанника. Визуальная грамотность – способность правильно считывать, понимать и создавать визуальные образы – развивается уже с младенчества, с того момента, как ребёнок способен воспринимать картинку. «Сейчас дети умеют программировать на самом простом уровне, даже не умея читать», – отметила Наталья Алексеевна.
Участники хакатона обсудили применение информационных технологий на уроке: «Нельзя забывать о том, что 90 процентов информации мы воспринимаем зрительно. Мы должны учить ребёнка не только смотреть на картинку, но и ассоциативно мыслить. Ему нужно не только представлять связи, но и структурировать информацию в наглядной форме. Педагогу важно понимать, что не стоит давать школьнику каждый урок готовые картинки, иначе ему станет скучно и информация не будет усваиваться. Ещё можно предлагать ребёнку самому составлять инфографику: во время процесса сбора информации и подготовки готового материала он уже запоминает нужное».
Н.А. Александрова подчеркнула, что принцип визуализации не привязан к «цифре»: все нужные инструменты можно использовать и без гаджетов. Практика создания стенгазет со схемами и инфографиками будет полезна и в начальной школе, где нужно развивать мелкую моторику.
В качестве примера эффективной визуализации данных было использовано облако слов. Наталья Алексеевна предложила учителям создать подобное облако по итогам первого дня мероприятия. Для этого каждый из участников записал в онлайн-документе свои ассоциации о нетворкинге. После этого они смогли создать своё облако, в котором самым большим словом стало «знание». Одна из участниц встречи предложила использовать облако слов на уроках литературы: визуальные образы помогут ученикам запоминать сложные стихи.
Ещё одним примером использования технологий в учебном процессе стало проведение опросов в электронном виде. Их результатами классный руководитель может поделиться с родителями и руководством школы. Кроме того, на уроках можно создавать увлекательные квесты для учеников. Нужный сервис сам сгенерирует формат материала согласно уровню сложности и возрасту детей.
На мастер-классе «Цифровые технологии и цифровой след в школе» доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко рассуждал о том, какие изменения происходят с профессией педагога в эпоху цифровизации.
Участники нетворкинга говорили о том, как цифровое пространство воспринимается учениками, какой цифровой след мы оставляем и какой имидж создаём, например, на страницах в социальных сетях.
Р.И. Павленко привёл в пример то, как учителя создают во «ВКонтакте» две личные страницы – одну для рабочих целей, другую для дружеского общения. Но, как отметили участники встречи, это не гарантирует того, что контент не окажется в чужих руках, ведь в друзьях могут оказаться и знакомые с работы. При этом всегда важно помнить, что наша активность в Интернете, даже та, которая была удалена, никуда не пропадает.
Роман Игоревич обратил внимание участников на очень важные вещи: «Любой инфоповод, который мы видим впервые, вызывает у нас чувство, которое очень сильно отпечатывается на эмоциональном уровне. Даже когда мы уже осознаём, что информация была недостоверной, нам трудно забыть свои первые впечатления. В этом случае важно быть медиаграмотным – проверять информацию минимум в трёх источниках и самому не распространять фейки».
По мнению спикера, в цифровом общении важно учитывать несколько факторов: особую стилистику общения между учителем и школьником и границы общения в Интернете: «Когда мы пишем в своём аккаунте, важно следить за элементарной грамотностью, ведь ученики следят за этим и могут перестать стараться писать грамотно». Важная миссия любого учителя, не только словесника, – прививать ученикам нормы литературного языка и исключать из процесса образовательной коммуникации молодёжные сленговые слова. Конечно, знать их учителю важно, но важно ещё объяснить, что в разных коммуникативных ситуациях необходимо переключать регистры общения: одно дело взаимодействие в компании друзей и совершенно другое – в классе, даже между сверстниками, не говоря уже об общении учителя и ученика. Кроме того, педагогу стоит задавать временные рамки общения с учениками и родителями: не стоит обсуждать учебные вопросы в личное время.
Участники мастер-класса обсудили мультимедийные презентации. Зал согласился с тем, что это самая простая цифровая технология, которую удобно применять на уроках. При этом важно удерживать внимание учеников не только на визуальной составляющей, но и на самом спикере.
Р.И. Павленко предложил молодым педагогам подумать над тем, как бы они визуализировали один из своих уроков с помощью видео, которое они бы дали записать своим ученикам. Оказалось, что многие учителя уже применяли подобную практику с положительными результатами.
В завершение разговора участники встречи обменялись мнениями о встрече. Они поблагодарили Романа Игоревича не только за качественное представление информации, но и за полезные примеры и понятные схемы их воплощения в жизнь.
Летний педагогический нетворкинг «Молодой учитель в современном образовательном пространстве» – часть стратегического проекта «Университет как центр непрерывного образования учителя в контексте социальных практик ХХI века ("Учитель в образовательной парадигме")», который входит в программу государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030».