Skip to main content Skip to search

На педагогическом нетворкинге учителя узнали о грантах и конкурсах профессионального мастерства

5 августа, 2022 - 16:17

На педагогическом нетворкинге учителя узнали о грантах и конкурсах профессионального мастерства

Авторы:
Текст: 
Аэлита Пономарёва
Фото: 
Дмитрий Ковшов
Валерия Агаджанова

В Саратовском университете продолжает работу летний педагогический нетворкинг «Молодой учитель в современном образовательном пространстве». Третий день был посвящён раскрытию понятия «учитель нового поколения». Отдельной темой для обсуждения стала проектная деятельность и гранты, которые может получить педагог, а также участие в конкурсах профессионального мастерства.

Заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова провела интерактивный практикум «Как выиграть “школьный” грант и зачем это нужно?». Наталья Алексеевна рассказала молодым учителям о грантовых программах, их видах, направлениях и месте в образовании. Она подчеркнула, что сегодня грантовая деятельность, а также умение грамотно составить заявку на получение гранта является важным навыком для педагога.  

В начале своего выступления Наталья Алексеевна привела примеры образовательных проектов, которые получили грантовую поддержку. Кроме того, она выразила готовность поделиться с участниками нетворкинга своим опытом в социальном проектировании.

Платформ и организаторов, которые проводят грантовые конкурсы, довольно много. Н.А. Александрова назвала шесть ведущих фондов и спонсоров.

Большая часть практикума была посвящена понятию социального проекта, основным этапам его написания. Н.А. Александрова поделилась лайфхаками в выборе формулировок в обосновании социальной значимости. Точная формулировка нужна для того, чтобы показать экспертам, насколько хорошо заявитель разбирается в обозначенной теме, цели и задачах проекта.

«Важно понимать, что социальный грант – это проект, имеющий общественную ценность и направленный на решение проблем социальной сферы. Гранты не выделяют на приобретение техники или каких-либо благ, эти средства должны быть реализованы в рамках общественной деятельности», – отметила Наталья Алексеевна.

Н.А. Александрова объяснила, что современному учителю необходимо понимать и разбираться в конкурсах, проводимых различными фондами, поскольку ими интересуются молодые люди: «Сейчас молодёжь очень активная, они знают об этих конкурсах и очень часто подают заявки. Современный педагог должен суметь помочь обучающимся в создании и написании проекта. Если говорить о профессиональном росте, то участие и успех вашего ученика для педагога и школы станет большим бонусом».

  • О том, почему педагогам важно принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, рассказала доцент кафедры методологии образования М.Н. Бурмистрова. Лекция «Участие в конкурсах профессионального мастерства как возможность личностного и профессионального роста» началась со слов русского педагога К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», они точно отражают мотивацию для учителя, которая заключается в непрерывном самосовершенствовании. А профессиональные конкурсы – открытая площадка для обмена лучшими современными педагогическими практиками и, значит, профессионального и личностного роста педагога.

    Марина Николаевна рассказала об истории главного педагогического конкурса – «Учитель года России», его символике, о том, что сегодня представляет собой конкурсное движение педагогов. Марина Николаевна упомянула, что в образовательной среде СГУ тоже есть конкурс, позволяющий студентам проявить свои интеллектуальные и творческие, личностные и профессиональные возможности, тем самым и подготовиться к более высоким конкурсам – студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию».

    Затем вместе с молодыми учителями, которые использовали слова-ассоциации, выделила преимущества участия в таких мероприятиях и трудности, с которыми можно столкнуться. Слушатели проявили активность, что означает их заинтересованность в этой проблеме.

    Для того чтобы стать конкурсантом, необходимо чётко понимать слагаемые успеха, состоящего из верного и конкретного целеполагания, поддержки близких, создания команды единомышленников-помощников, имиджа и внимания к мелочам. М.Н. Бурмистрова подробно остановилась на секретах подготовки самопрезентации и конкурсного дела, поделилась структурой вопросов, на которые необходимо ответить педагогу, особенностях методического обоснования конкурсного урока и формулировке задач, обратив внимание на ошибки, которые часто допускают педагоги.

    «В основе современной стратегии образования лежит интеграция личностно ориентированного и деятельностного подходов. Приветствуется, когда задачи, например, урока определяются педагогом от лица учеников. Мы должны сразу понимать, что даст мероприятие, урок вашему ученику, какие произойдут изменения, что нового приобретёт он в образовательном взаимодействии», – заявила Марина Николаевна.

    Важно, чтобы педагог умел не только привлечь внимание своих учеников, но и найти способ удержать его. В качестве примера М.Н. Бурмистрова продемонстрировала приём «отложенная загадка» и кинезиологическое упражнение, на активизацию работы головного мозга. Участники нетворкинга дружно повторяли упражнение и с удивлением оценили произошедшие в своём организме изменения. Обучение на основе движения – лайфхак для учителя, который он может применять в своей педагогической практике.

    Опытом участия в конкурсах профессионального мастерства поделился Н.А. Муковозов, двукратный победитель студенческого конкурса «Шаг в профессию», многочисленных профессиональных конкурсов, среди которых наиболее важные – «Педагогический дебют» и «Учитель года России». А став финалистом муниципального инновационного проекта «Хочу руководить», Никита Александрович возглавил старейшее и ведущее учреждение дополнительного образования г. Саратова – Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова. Он призвал молодых учителей не бояться участия в конкурсных мероприятиях, а главное, не упускать возможности заявить о себе в педагогическом сообществе и зарекомендовать себя среди коллег.


  • В конце занятия М.Н. Бурмистрова предложила тест самооценки личностных и профессионально значимых качеств современного педагога, с помощью которого слушатели могли определить уровень готовности для участия в конкурсах профессионального мастерства. Завершилась встреча упражнением, в основе которого пять принципов Милтона Эриксона, на отработку позитивного отношения к другим и уверенности в себе – важного личностного ресурса участника любого конкурса.