Skip to main content Skip to search

Белых
Татьяна
Викторовна

Профессор
Образование: 
Биологический факультет (отделение психологии), СГУ, 1991 г., «Психолог. Преподаватель психологии», квалификация "Специалист"
ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», 2019 г., Технологии разработки, реализации и управления проектами
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук, Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха, 1996 г.
Доктор психологических наук, Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности, 2004 г.
Учёное звание: 
Профессор , 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», 2020 г.
Научные интересы: 
Психология интегральной индивидуальности (технологии психокоррекции и психологического консультирования)
Психологическая безопасность личности в информационном обществе
Когнитивная психология в образовании
Общий стаж: 
33 года
Стаж по специальности: 
33 года
Трудовая биография: 

В 1991 году закончила обучение в СГУ (Саратовский государственный университет) - Биологический факультет (отделение психологии), по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

С 1991 года по 2013 год – работа в СГУ (Ставропольский государственный университет, Северо - Кавказский федеральный университет)

С 1992 по 1995 год – очная аспирантура при Пятигорском государственном лингвистическом институте.

1996 г. – защита кандидатской диссертации (Специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»).

С 2000 по 2003 г. – обучение в докторантуре Ставропольского государственного университета.

2004 г. – защита докторской диссертации (Специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии). «Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности».

С 2004 по 2013 год – заведующая кафедрой социальной и политической психологии СГУ

В 2020 году присвоено звание профессор по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

С 2013 г. по 2022 год - заведующая кафедрой консультативной психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, руководитель учебной лаборатории «Когнитивная психология».

С 2022 года – профессор кафедры социальной психологии образования и развития СГУ

Автор магистерских программ по направлению подготовки 37.04.01 Психология, профили подготовки: «Консультативная психология», «Когнитивная психология». Руководитель аспирантуры, направление подготовки 37.06.01 Психологические науки, направленность «Общая психология, психология личности, история психологии».

Премии и награды: 
Почетная грамота «За высокие достижения в научно-образовательной деятельности и в связи со 105-летием Саратовского государственного университета» (Саратов, 2014 г.)
Благодарность Министерства образования и науки РФ «За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов» (Москва, 2010 г.)
Диплом Министерства образования и науки РФ и Национальной системы «Интеграция» за подготовку победителя Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» и значительный вклад в дело сохранения и восполнения интеллектуального потенциала России (Москва, 2009 г.)
Почетная грамота Ставропольской краевой Думы «За содействие реализации социальной политики края (Ставрополь, 2008 г.)
Почетная грамота комитета по делам молодежи Правительства Ставропольского края «За личный вклад в развитие Общероссийской общественной организации ДиМСИ» (Ставрополь, 2004 г.)
Благодарность Министерства образования РФ за подготовку победителя Всероссийского научного конкурса (Москва, 2003 г.).
Основные научные публикации: 

Основные научные публикации: автор 183 научных работ, из которых 7 монографий (4 коллективные), 44 учебных изданий.

Монографии:

  1. Развитие интегральной индивидуальности в современных условиях: проблемы цифровизации образовательной среды и психологические условия личностного роста: коллективная монография под ред. Белых Т.В. Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2021. - 184с. ISBN 978-5-9999-3481-9
  2. Личность как субъект жизненных ситуаций: психологические ресурсы совладания: коллективная монография под ред. Белых Т.В. Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2020.- 119с. ISBN 978-5-9999-3411-6
  3. «Интегральная индивидуальность: когнитивные, личностные и ситуационные факторы обеспечения психологической безопасности». Коллективная монография под ред. Белых Т.В., - Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 195с. Тираж 100 экз. ISBN 978-5-9999-3292-1
  4. Социально-когнитивные характеристики личности как субъекта межличностного взаимодействия: экспериментальное моделирование и консультативная практика (коллективная монография). Под ред. Белых Т.В. М: Мир науки, 2017, -160с. [Электронное издание] (С.8-36). Глава 1. Представления личности о себе и собственной эффективности в структуре социально-когнитивных характеристик интегральной индивидуальности             Электронное издание          [Электронный ресурс]. под ред. Т.В. Белых. –  М.: Мир науки, 2017. – 1 электронный, опт. диск (CD-ROM); 12 см. – (Электронная книга).
  5. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности - М: изд-во «Мир науки»; г. Москва, 2015, - 120с.).
  6. Белых Т.В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности -М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -328с.ISBN 5-93-078-227-X
  7. Белых Т.В., Асланова Д.Т. Позитивная этническая идентичность в структуре интегральной индивидуальности студентов.- Ставрополь: Ставропольское издательство «Графа», 2011.- 195с. ISBN 978-5-904241-42-1

Учебные пособия за 5 лет:

  1. Белых Т.В. Практикум по организации и проведению тренинга креативности. -М.: Изд-во «Перо», 2021. -86 с.
  2. Белых Т.В. Тренинг развития профессионального потенциала личности: Учебное пособие. Под ред. Белых Т. В. – М.: Издательство «Перо», 2021. –  121с.Белых Т.В.
  3. Белых Т.В. «Практикум по психодиагностике креативности» - М.: Изд-во «Перо», 2021. -170с.
  4. Белых Т.В. Общая психология: концептуальные основы. Учебное пособие. М.: «Перо», 2018., 121с.
  5. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности: методы исследования нейродинамических и психодинамических свойств. Учебное пособие. М.: «Перо», 2018, 88с.
  6. Белых Т.В. «Психодиагностика в психологическом консультировании: Учеб. пособ. / Под ред. Белых Т. В. – Саратов.: Издательство «Техно-Декор», 2021. – 64 с.
  7. Белых Т.В. «Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации»: Учеб. пособ. / Под ред. Белых Т. В. – Саратов.: Издательство «Техно-Декор», 2021. – 75 с.
  8. Белых Т.В. «Особенности психотерапии зависимостей»: Учеб. пособ. / Под ред. Белых Т. В. – Саратов.: Издательство «Техно-Декор», 2021. – 71 с.
  9. Белых Т.В. «Арт-терапевтические технологии»: Учеб. пособ. / Под ред. Белых Т. В. – Саратов.: Издательство «Техно-Декор», 2021. – 51 с.
  10. Психологическая экспертиза и прогностика. Учебное пособие. Учебное пособие для аспирантов, обучающихся по направлению 37.06.01 «Психология», направленность «Общая психология, психология личности, история психологии» - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2018. -80с.

Статьи SCOPUS:

  1. Белых Т.В., Белоус В.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности. Вопросы психологии. Москва,  1995,  № 6.- С.96-104.
  2. Белых Т.В., Гришина Н.П., Зинченко Е.М. Принятие решений с разным уровнем рациональности: когнитивные, нейро-и психодинамические характеристики субъекта\\International journal of cognitive research in science, engineering and education. – 2018. – Vol. 6 (1).
  3. Belykh T.V., Zinchenko E.M. Field dependence / field independence as a factor of financial decision making with varying degrees of risk among students// International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE)Vol. 8 No. Special issue (2020): Current Research and Trends in Cognitive Sciences 2020, p.113-120.
  4. Соловьева В. А., Вениг С. Б., Белых Т. В. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана //ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 25, № 1. 2021, С.91-110. DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109
  5. Belykh Т.V., Budanova A.T. OCULOMOTOR ACTIVITY AND DYNAM-ICS OF SOCIAL PERCEPTION IN SCHIZOPHRENIC PATIENTS// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Volume 112, PNP 2021 Personality in Norm and in Pathology 2021, Pages 10-19 DOI: 10.15405/epsbs.2021.06.04.2

Статьи ВАК за 5 лет:

  1. Белых Т. В., Князев Е. Б., Таньчева И. В. «РАЗЛИЧИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2021, № 199, С. 7-16 https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-7-16
  2. Белых Т. В. Взаимосвязь когнитивных характеристик личности и дезадаптивных поведенческих установок в структуре индивидуальности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 20. Вып.4. № 4. С.407-413. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-
  3. Белых Т.В. Интегральная индивидуальность студентов с разным сочетанием рациональности и склонности к риску при принятии решений//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития.- 2019. – Т. 8.- Вып. 1(29).- С.70-78. Импакт-фактор журнала (по РИНЦ) - 0,508
  4. Белых Т.В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19. Вып.3. № 3. – С. 298-303. DOI: 10.18500/1819-7671
  5. Белых Т.В., Белых В.В. Особенности восприятия коммуникативного «я» у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью//Гуманизация образования. - 2019.- №3. - С.4-16.
  6. Белых Т.В., Князев Е.Б. Вариабельность социально-когнитивных предикторов подчиняемости авторитету в зависимости от степени её выраженности//Человек. Сообщество. Управление. 2018. Т. 19. № 1. С. 91-101.
  7. Белых Т.В., Харланова А.О. Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза. Гуманизация образования. №3, 2018. С.71-80.
  8. Белых Т.В.,Князев Е.Б. Прогностическая модель выявления склонности к подчиняемости личности у девушек студенческого возраста//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 3. С. 298-304.
  9. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности//Научно-практический журнал «Гуманизация образования», №3, 2017, С.32-37.
  10. Белых Т.В., Газиева М.З. Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия//Журнал «Известия Саратовского университета» серия: Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3, Том 17, 2017. С.298-303.
  11. Белых Т.В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности// Известия Саратовского университета, Серия Акмеология образования. Психология развития, 2017, выпуск 2(22), том 6, С.153-157.
  12. Белых Т.В. Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза// Журнал «Известия Саратовского университета» серия: Философия. Психология. Педагогика. № 3, 2017. С.35-41.
  13. Белых Т.В. Психодинамическая коммуникативная пластичность в структуре интегральной индивидуальности субъекта общения. // Научный журнал. Известия Саратовского университета. Новая серия. 2016. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. С. 59-67.
  14. Белых Т.В., Майрамян А.М. Структурно-функциональные характеристики субъекта межличностного ситуативного взаимодействия/ Белых Т.В., Майрамян А.М. //Гуманизация образования. – 2016. - № 2. – С. 73-82.
Выпущенные аспиранты и докторанты: 
Майрамян Анастасия Михайловна, cпециальность 19.00.05 «Социальная психология», Взаимосвязь выраженности самоэффективности и структурно-функциональных характеристик личности как субъекта ситуативного межличностного взаимодействия, 2016 г.
Толкачева Оксана Николаевна, cпециальность 19.00.05 «Социальная психология», Социально-психологические факторы посттравматического роста личности, 2018 г.
Князев Евгений Борисович, cпециальность 19.00.05 «Социальная психология», Взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и подчиняемости авторитету у субъектов межличностного взаимодействия, 2018 г.
Дополнительная информация: 

Практическая работа:

  • консультант по проблемам психологической безопасности и личностного развития (теория и практика интегральной индивидуальности),
  • индивидуальный коучинг,
  • психологическое он-лайн консультирование.
Повышение квалификации: 
«Технологии разработки, реализации и управления проектами», Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», 2019 г.
«Нейрокогнитивные и психофизиологические методы в психогенетике» , Психологический институт РАО г. Москва, 2016 г.
«Инклюзивное профессиональное образование», ИДПО СГУ, 2015 г.
«Повышение конкурентной позиции вуза как механизм управления социальными рисками профессионального образования», ИДПО СГУ, 2014 г.
«Современные технологии исследования когнитивной пластичности» , США, Вайомингский университет, 2014 г.