Skip to main content Skip to search

Кощеева
Ольга
Валерьевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2005 г., олигофренопедагогика
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.19 - Теория языка), Речежанровый аспект становления коммуникативной компетенции в онтогенезе, 2012 г.
Научные интересы: 
Логопедическая работа с детьми
Изучение проблем речевого онтогенеза и дизонтогенеза
Дифференциальная диагностика речевых расстройств
Подготовка к школе детей с речевыми отклонениями
Общий стаж: 
17 лет
Стаж по специальности: 
14 лет
Работа в университете: 
Доцент, кафедра логопедии и психолингвистики, с 2010 по н.в.
Трудовая биография: 
  • 1999: Саратовский педагогический колледж (специальность: преподавание в начальных классах с дополнительной специализацией в области английского языка);
  • 2005: факультет коррекционной педагогики и специальной психологии, окончила его с отличием (специальность: олигофренопедагог; дополнительная специализация: логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта);
  • 2007: логопед Центра раннего и всестороннего развития детей «АБВГДейка».
  • 2008: аспирант кафедры логопедии и психолингвистики Педагогического института СГУ.
  • 2010: ассистент кафедры логопедии и психолингвистики.
  • 2013: доцент кафедры логопедии и психолингвистики

Области специализации:

  • Логопедия;
  • Проблемы речевого онтогенеза.

 

 

 

Биографический текст: 

Учителя:

В.И. Балаева, к.п.н., доцент

К.Ф. Седов, д.ф.н., профессор СГУ

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Логопедия
Система коррекционно-логопедической работы в школе
Технология обследования речи
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Заикание
Основные научные публикации: 

Монографии

Жанры детской речи / О.В. Кощеева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - 148 с.

Научные публикации

Кощеева О.В,Константинова О.А., Крючков В.П. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. 2020. № 6 (212). —С.99-107. https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6&article_id=7902

Кощеева О.В.Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа, 2020. № 5. С. 190-197. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/190197.pdf

Кощеева О.В., Георгица Е.А. Актуальные вопросы подготовки студентов-логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением // Дефектология, 2020. № 3. С. 65-73. http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86277&SECTION_ID=38

Olga Koshcheyeva, Vladimir Kryuchkov, Natalia Maltseva and Olga Yakunina Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). SHS Web of Conferences. Volume 70 (2019). I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova (Eds.). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010004

Формирование коммуникативной уникальности личности в онтогенезе: вопросы речевого портретирования // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции. 24–26 июня 2019 г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена / Редакционная коллегия: Т. А. Круглякова (отв. ред.), Т. А. Ушакова, М. А. Еливанова, С. В. Краснощекова. – Иваново: ЛИСТОС, 2019. С. 345-349.

Использование текстов математических задач в логопедической работе по развитию связной речи детей младшего школьного возраста // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 213-219.

Организационные и содержательные аспекты взаимодействия логопеда и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в рамках консультационного центра // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 153-156.- в соавт. с Дементьева М.С.

Изучение фонематического восприятия детей раннего возраста // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 84-90. - в соавт. с Варзина М.О.

Педагогическая этика как важнейшая составляющая профессиональной компетентности учителя-логопеда // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р.М. Шамионов (гл. ред), М.А. Кленова [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2019. – Вып. 27. С. 157-163.

Некоторые типичные закономерности формирования речежанровой компетенции в онтогенезе // Проблемы онтолингвистики - 2018: Материалы ежегодной международной научной конференции. 20-23 марта 2018, Санкт-Петербург / РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра языкового и литературного образования ребенка, лаборатория детской речи, межвузовский центр билингвального и поликультурного образования; редкол.: Т.А. Круглякова, Т.А. Ушакова, М.А. Еливанова, Т.В. Кузьмина. - Иваново: ЛИТОС, 2018. С. 406-411.

Игровой персонаж на логопедическом занятии: что мы знаем об интересах современного дошкольника? Т.В. Есипова, О.В. Кощеева. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV  выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 51-58. ( в соавт. с Есиповой Т.В.)

Кощеева, О.В. Использование приема контраста в логопедической работе по формированию фонетико-фонематической стороны устной речи у детей дошкольного возраста. О.В. Кощеева. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV  выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 80-86.

Психолингвистические и логопедические принципы изучения словообразования у детей // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. С. 29-38.

Интерактивные формы работы логопеда с родителями заикающихся дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. Статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. С. 164-169. ( в соавт. с Логданиди М.С.)

Особенности морфологических обобщений у детей среднего и старшего возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы онтолингвистики – 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции 23-26 марта 2016, Санкт- Петербург /РГПУ им. А.Н. Герцена, кафедра языкового и литературного образования ребенка, лаборатория детской речи; редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОК, 2016. С. 103-108. (соавт.: Кочеткова С.А.).

Варианты заданий исследовательского характера в рамках магистерских программ по логопедии // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции "Организация самостоятельной работы студентов" (29 апреля 2016 г.)- Саратов: Изд-во "Техно-Декор", 2016. С. 273-277.

Особенности речевого портрета современного ребенка // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции (18-20 мая 2015 г., Санкт- Петербург). - СПб., 2015. С. 132-136.

Основные направления консультативной дефтельности логопеда по вопросам речевого развития ребенка раннего возраста// "Изменяющийся мир: общество, государство, личность": сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть I (разделы 1-10). - Саратов: ИЦ "Наука", 2015. С. 543-548.

Комплексный подход к прогнозированию результатов логопедической работы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. 2014. №8. Ч.3. С. 110-113.

Логопедия в свете позитивной психологии // "Научное обозрение: гуманитарные исследования". 2014. №11. С. 67-72.

Онтогенез коммуникативной компетенции: речежанровый аспект // Филология и человек. – 2012. – № 1. – С. 147-153. Стратегия контактоустановления в разговорах детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.В. Кощеева // Проблемы онтолингвистики - 2012: материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева (24-26 апреля 2012 г., Санкт-Петербург,) / редкол.: Т.А. Круглякова (отв. Ред.) и др. – СПб.: Златоуст, 2012. С. 312-316.

Основные направления профилактики речевых нарушений в раннем детском возрасте // Актуальные проблемы логопедии: Сборник научных трудов. - Саратов: Издательство «Наука образования», 2013. С. 64-67. (соавт.:  Бычкова А.И.).

Конструктивно-убеждающая и превентивно-убеждающая стратегии логопеда в работе с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Вып. 3 (7). Том 2. С.319-323.

Субъектно-аналитическая стратегия в рассказах детей 7-8 и 12-13 лет (Статья). Коммуникация. Мышление. Личность: Материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. Саратов: Издательский центр «Наука», 2012. С. 592-596.

Стратегия контактоустановления в разговорах детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Статья). Проблемы онтолингвистики – 2012: материалы международной научной конференции, посвященной 130-летия со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева (24-26 апреля 2012г., Санкт-Петербург) / редкол.: Т.А. Круглякова (отв. ред.) и др. - СПб.: Златоуст, 2012. С. 312-316.

Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. - № 2 (56). С. 58-61.

Речежанровая компетенция: возрастной аспект (на материале гипержанра «разговор») // Жанры речи: Сб. науч. статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. Вып.7. Жанр и языковая личность. С. 279-287.

Стратегии речевого поведения в конфликте и становление коммуникативных черт характера в онтогенезе // Онтолингвистика – наука XXI века: Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А.И.Герцена. Санкт-Петербург, 2011. С. 382-386.

Ребенок, речевой жанр и творчество: к проблеме становления жанров в детской речи (Статья). Жанры речи: Сб. науч. статей – Вып. 8: Памяти Константина Федоровича Седова. Саратов; Москва: Издательство «Лабиринт», 2012. С. 237-245.

Жанры общения в повседневной речи младших школьников  // Русский язык в школе. – 2010. - №12. С. 27-32.

Влияние семейного общения на становление речежанровой компетенции детей дошкольного возраста // Наука и современность – 2010: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общей ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. С. 213-219.

Значение сюжетно-ролевой игры в формировании жанровой компетенции детей дошкольного возраста / О.В. Кощеева // Культура общения и е формирование: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 23 / Под ред. И.А. Стернина. – Воронеж: издательство «Истоки», 2010. С. 37-43.

Учебно-методические пособия

Технология диагностики и коррекции навыков словообразования у детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.В. Кощеева, С.А. Кочеткова. – Изд-во Сарат. ун-та, 2017. – 100 с.

Учебно-ознакомительная логопедическая практика студентов. Учебно-методическое пособие.Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – 25 с.

Онтогенез речевой деятельности: речежанровый аспект. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Кощеева. - Режим доступа http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/765.pdf. - 118 с.

Участие и организация конференций: 
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства» к 110-летию СГУ и 100-летию педагогического образования в СГУ (Саратов СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2019: Позитивная психология личности и группы», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Страховские чтения – 2018: научные идеи И.В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция- 2018), Сарато, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2018», г. Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция, посвященная 100-летию гуманитарного образования в Саратовском университете, 20-летию международного научного журнала / сборника «Жанры речи», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: теория и практика, Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2017 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Научное обеспечение практико-ориентированного сопровождения воспитания и обучения лиц с ОВЗ» , г. Москва, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», 2017 г., статус участия - участник.
Международная конференция "Проблемы онтолингвистики - 2016", Санкт-Петербург, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
V Международная научная конференция "Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение" , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция "Гуманизация образовательного пространства", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
V Международная научно-практическая конференция "Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
IV Международная научная конференция "Изменяющийся мир: общество, государство, личность", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Социокультурная интеграция и специальное образование", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
Научно-методическая конференция факультета психолого-педагогического и специального образования , Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия», г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2019 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Логопедия. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, ИДПО ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании, ИДПО ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018 г.
Государственная политика в сфере высшего образования и образовательные технологии в Национальном исследовательском университете, ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства при Президенте Российской Федерации", 2015 г.