Skip to main content Skip to search

Документы

Как мы создавали Лабораторию продуктивного образования (статья)
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Концептуальные основы деятельности Лаборатории продуктивного образования (статья Н.Б. Крыловой))
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 12.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 8.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 11.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 6.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004. 68 с.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 2.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 3.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 4.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 5.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 9.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

    Кафедра методологии образования: история и современность

Начало деятельности кафедры датировано 30-ми г.г. XX века в рамках Саратовского Государственного педагогического института им. К.А.Федина. Академик Н.Ф. Познанский стал заведующим кафедры педагогики в 1923 году.  Становлением кафедра обучазан видным советским ученым: профессору М.С. Кобзев, доцентам: К.А. Асеевой, В.П. Чубукову, М.В. Башкирову, В.М. Вершининой, Р.А. Лопатникову,  П.В.Пегову и другим. 

В апреле 2003 года произошло объединение кафедры педагогики СГПИ им. К.А.Федина (зав. каф. Паринова Г. К., канд. пед. наук, профессор) и кафедры педагогики начального и дошкольного образования того же вуза (зав. каф. Кошкина И. В., канд. пед. наук, доцент). В результате  была организована кафедра общей педагогики. В 2009 г., в связи с расширением научной и образовательной деятельности, она была переименована в кафедру методологии образования, руководство которой с 2014 года и по сей день осуществляет доктор педагогических наук, профессор Александрова Екатерина Александровна.

Основной целью деятельности кафедры является повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов сферы дошкольного  образования (бакалавриат), представителей управленческого аппарата в системе образования (магистратуры «Менеджмент дошкольного образования» и «Управление образовательными организациями»), научных работников (аспирантура по педагогическим специальностям 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования)

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает проведение курсов педагогической направленности, реализуемых в различных институтах и факультетах университета  (факультет психолого-педагогического и специального образования, Институт искусств, Институт физкультуры и спорта, Институт филологии и журналистики, Институт химии, факультет иностранных языков и лингводидактики). Преподаватели кафедры осуществляют руководство  летней вожатской практикой, организационно-педагогическими и психолого-педагогическими практиками и иными практиками бакалавров, магистрантов и аспирантов в образовательных организациях,в детских образовательно-оздоровительных лагерях и центрах г.Саратова и Саратовской области, а также иных регионов РФ; курсовыми и выпускными квалификационными работами, в т.ч. диссертационными исследованиями.

В центре научной деятельности сотрудников кафедры стоит  проблема  изучения феномена педагогического сопровождения в различных его теоретических и прикладных аспектах. 

В декабре 2020 года были подведены итоги работы над кафедральной темой «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» посвящена исследованию процессов педагогической поддержки и сопровождения развития растущего человека в процессе реализации им культурных практик во внеаудиторной и внеурочной деятельности, становления эмоционального интеллекта, умений самостоятельно решать собственные проблемы и становится успешным, что является условием динамичного развития образовательного пространства, а также изучению современных тенденций влияния родительского воспитания на развитие личности ребенка, в том числе и средствами игровой деятельности. Исследования по теме «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» были нацелены на педагогическое обоснование и разработку эффективных моделей и культурно-педагогических практик педагогического сопровождения растущего человека, предполагающих как совместную, так и индивидуальную работу педагога в сфере воспитания личности на основе базовых культурных ценностей.

В декабре 2021 года кафедрой было выбрано следующее направление научно-исследовательской работы:  "Трансформация воспитательной системы в образовательном пространстве". Цель НИР:  научное обоснование и разработка логики трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве. Содержание: выявление тенденций  трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве; изучение специфики восприятия субьектами воспитательного процесса ресурсов современного образовательного пространства; определение смыслового, деятельностного  и рефлексивного контекстов сопровождения трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве; проведение международной конференции «Гуманизация образовательного пространства».

Результаты исследований докладываются на международных, всероссийских, научно-методических конференциях, форумах, симпозиумах, семинарах, а также на ежегодном международном форуме «Гуманизация образовательного пространства», организуемого на факультете психолого-педагогического и специального образования.

Различные аспекты кафедральной темы – проблемы педагогического сопровождения развития личности в образовательном пространстве – раскрываются аспирантами в диссертационных работах, выполненных под руководством преподавателей кафедры методологии образования: д-ра пед. н., проф. Е.А. Александровой, д-ра пед. н., доц. М.А. Максимовой; доц.  М.Н. Бурмистровой, Л.В. Гориной, И.В. Кошкиной, Н.Н. Саяпиной.

В 2021 при научном консультировании  проф. Е.А. Александровой была успешно защищена докторская диссертаций доц.  Максимовой Е.А. на тему "Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов".

На кафедре, под руководством сотрудников, в раные годы были созданы научно-исследовательские группы студентов «Шаг в профессию» (доц. М.Н. Бурмистрова), «Индивидуализация образовательной рботы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» (доц. Л.В. Горина), «Использование современных подходов в образовании (доц.кафедры Козлова О.А.), «Методологические основы творческого саморазвития будущих учителей начальной школы» (доц. И.В. Кошкина), «Аксиологические основы профессионально-личностного становления учителя» (доц. Е.А. Никитина), «Актуальные проблемы образования в современной школе»» (доц. Н.Н. Саяпина) и др. 

Подготовка научно-педагогических кадров для российских и зарубежных вузов и других образовательных организаций ведется под руководством профессоров и доцентов кафедры: Александровой Е.А., Бурмистровой М.Н., Саяпиной Н.Н., Кошкиной И.В., и др. Результатом такой деятельности явилась подготовка более 90 кандидатов педагогических наук. Под руководством профессора Г.К. Париной были защищены 46 кандидтских диссертаций, под руководством профессора Александровой Е.А. -  24 кандидатских диссертации,  направленность которых позволяет судить о формировании определенной научной школы «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» (См. п. 51.https://www.sgu.ru/research/napravleniya-nauchnyh-issledovaniy-sgu

Результатом более чем пятилетних исследований в рамках разрабатываемой сотрудками кафедры темы «Продуктивное образование» явилась подготовка и защита диссертационных исследований посвященных продуктивному подходу к организации образовательного процесса, а также возникли и активно развиваются такие образовательные проекты,  как  ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004 - по наст. время, на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Н.И. Вавилова), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский  педагогический колледж  им. Ф.И.Панферова»).

Из истории: Лаборатория продуктивного образования  (Лаборатория PL) была создана при кафедре в 2004 году совместно с лабораторией культурологии образования Института педагогических инноваций РАО (г. Москва) и функционировала до 2011 года включительно. Изначально в нее входили преподаватели кафедры педагогики Педагогического института СГУ им Н.Г. Чернышевского, сотрудники упомянутой лаборатории, представители Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова, коллектив Вольского педагогического колледжа им Ф. Панферова, администрация лицея-интерната при Саратовском аграрном университете им. Н.А.Вавилова, коллектив средней школы № 43 г.Саратова, преподаватели ТРИЗ и информатики Лицея прикладных наук СГУ. Поскольку в работа Лаборатории PL участвовали представители среднего, среднего профессионального и высшего образования, это  гарантировало соблюдение принципов непрерывности и преемственности в разрабатываемой системе продуктивного образования. В то время основная цель нашей работы состояла втом, чтобы изучить теоретические основы продуктивного подхода к организации образовательного процесса; разработать методические основы создания условий для предоставления учащимся и студентам возможности учиться в процессе реального дела у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнить конкретный проект (работу), возвращаясь в здание школы, колледжа, ВУЗа («учебную мастерскую») для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультаций с тьютором (наставником) и подготовки отчётов по проектам. Концептуальная основа деятельности Лаборатории представлена в статье Н.Б. Крыловой и размещена на сайте кафедры методологии образования. Подробно процесс организации работы лаборатории и примеры из нашего опыта вы также можете прочитать в размещенной на сайте кафедры статье "Как мы лабораторию создавали" (версии на английском и русском языках).

Результатом более чем пятилетних исследований в рамках созданной при кафедре лаборатории «Продуктивное образование» явилась подготовка и защита диссертационных исследований посвященных продуктивному подходу к организации образовательного процесса, а также возникли и активно развиваются такие образовательные проекты,  как  ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004 - по наст. время, на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Н.И. Вавилова), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский  педагогический колледж  им. Ф.И.Панферова»).

В настоящее время Лаборатория PL переживает  этап своего возрождения. Молодые педагоги, студенты всех уровней образования остро нуждаются в педагогическом сопровождении в процессе адаптации к профессии, и, в этой связи, мы выражаем надежду, что мероприятия, организуемые в рамках деятельности Лаборатории РL станут всяческим подспорьем на этом пути. Также обращаем внимание молодых педагогов, что нами опубликовано 12 выпусков Альманаха "Продуктивное образование", с содержанием которых вы также можете познакомится на нашем сайте. Эти выпуски, по сути, представляют собой хрестоматию по проблемам продуктивного и проектного подхода. В них собран уникальный материал по методологии, теории и практическому воплощению идей сторонников PL, правилам и принципам организации проектой деятельности в школе, дошкольных обьразовательных организациях,  а также организациях дополнительного образования детей и молодежи.

В начале 2021 года кафедра методологии образования выступила инициатором заключения договора о сотрудничестве нашего университета  с  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».  Еще до заключения официального договора в рамках сотрудничества коллегами было проведено более 10 межрегиональных сетевых дистанционных семинаров в рамках общей темы «Антропология детства и образования».  Соглашение о сотрудничестве № 21-105/1 от 25.01.21 лишь фиксирует его факт.  Среди обсуждаемых вопросов такие, как «Двор моего детства»: антропологическая реконструкция досуговых практик, «Внешкольные пространства жизненного мира школьника», Социально-педагогическая реконструкция жизненных траекторий различных категорий обучающихся, «Жизненный мир .советских детей в пионерских лагерях 1950-80 гг. реконструкция по воспоминаниям современников» и мн.др.

Мы полагаем, что данная деятельность будет интересна и полезна не только студентам университета, но и его выпускникам, молодым педагогам, которые  только проходят процесс профессиональной адаптации. Также мы обращается и к опытным педагогам, поскольку их воспоминания и «педагогический ресурс» позволят прецедентно рассмотреть вопросы, связанные с модернизацией воспитывающих практик.

Научная деятельность сотрудников кафедры была поддержана  грантами РГНФ и РФФИ,  результаты исследований отражены в монографиях, научных статьях, опубликованных в  рецензируемых журналах. Более 250 работ, посвященных вопросам становления воспитательных систем, работе классного руководителя, тьютора, индивидуальным образовательным траекториям) известны далеко за пределами Саратовской области. Книги и статьи сотрудников кафедры печатаются в таких известных центральных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь» и др.

Сотрудники кафедры регулярно читают лекции, проводят семинары и мастер-классы, например,  в качестве ведущих Всероссийского марафона учебных предметов (2014), Всероссийских Недель школьной психологии (2006 – по настоящее время); Всероссийских Педагогических мастерских (2008 – по настоящее время), проекта «Перекрестков педагогики и психологии» (2009 – по настоящее время), а также сотрудничая с институтами развития образования гг. Ульяновска, Красноярска (Россия), Институтов изучения семьи, детства и воспитания РАО (Москва, Россия), гг. Минска, Барановичи (Белоруссия).  

Сотрудничество осуществляется и в рамках взаимодействия с Саратовским областным институтом развития образования. Сотрудники кафедры читают лекции и проводят проблемные семинары, посвященные управлению образовательными системами, развитию воспитательных систем, воспитанию  и развитию детей, взаимодействию образовательных организаций и родителей, профориентационной работе в городах и селах нашей области.

Во многом благодаря научным трудам и лекциям сотрудников кафедры, диссертациям их аспирантов в Саратовской области в практике образования распространились такие педагогические концепции, как концепция педагогической поддержки, индивидуализации образования и, впоследствии, концепция тьюторской деятельности. Как результат, аспирантом кафедры Д.А. Логиновым в Саратовской области создана тьюторская ассоциация,  вступившая в Межрегиональную тьюторскую ассоциацию (http://thetutor.ru/region/Saratov).

Сотрудниками кафедры созданы и активно развиваются инновационные формы воспитательной и профориентационной деятельности. Так, весьма востребованным и жизнеспособным явился проект, созданной доцентом М.Н. Бурмистровой «Шаг в профессию». Это конкурс педагогического мастерства, который был разработан и проведен еще кафедрой педагогики СГПИ им. К.А.Федина, а сейчас стал общеуниверситетским (2004-по наст. время). Традиционно он проводится в несколько этапов, в ходе которых студенты должны презентовать свое педагогическое кредо, «Мои педагогические максимы», представить свое решение педагогических ситуаций,   провести урок,  показать фрагмент внеклассного  мероприятия, провести  родительское собрание и т.д.

В 2013 г. кафедра явилась инициатором организации и проведения в масштабах СГУ имени Н.Г. Чернышевского Недели педагогического образования, которая стала традиционной и проводится ежегодно как педагогический форум студентов, преподавателей, педагогов школ и учреждений дополнительного образования. Мероприятия Недели отличаются диалогичностью, предоставляют возможность познакомиться с различными подходами к образованию, пользуются все возрастающей популярностью  не только в университете, но и за его пределами.

Также сотрудники кафедры принимали участие в курировании нового образовательного проекта по подготовке учителей для гимназии "Солярис" в поселке «Солнечный 2» в Кировском районе г. Саратова.

Члены кафедры активно участвуют в издательской деятельности, в частности, профессор Е.А. Александрова является заместителем главного редактора журналов «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика», Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития» и «Азимут научных исследования: педагогика и психология», а также  членом редакционной коллегии журнала «Гуманитарные науки и образование» (входит в перечень рецензируемых журналов), Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология». «Социально-гуманитарный вестник Прикаспия». «Балтийский гуманитарный журнал», «Карельский научный журнал», «Научный потенциал регионов на службу модернизации», "Сибирский педагогический журнал" и др., доц. Козлова О.А. работает в редакционной коллегии  сборников «Педагогический опыт» и др. Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогического общества России».

 Уже много лет кафедра  сотрудничает с Областным отделением общественной организации «Педагогическое общество России» и  проводит большую работу по оказанию педагогической помощи образовательным организациям  г. Саратова и области. 

Подписаны договора о сотрудничестве с организациями высшего образования:

2015:  Университет г. Градец-Кралове (Чешская республика)

2016:  Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (г. Уральск, Казахстан)

2020:  УО «Барановичский государственный университет»  (Республика Беларусь)

2021: ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"

2022:  ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет". 

В целях оказания научно-методической работы на базе МОУ "Гимназия №7"  была открыта кафедра педагогики детства, заведующей которой стала член кафедры методологии образования доц.  Зиновьева М.П. В числе основных задач деятельности кафедры стали: подготовка учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений, методическое сопровождение участников образовательного процесса, проведение семинаров, консультаций мастер-классов, а также издание совместных пособий.

С 2019 году кафедра приступила к изданию научного сборника "Гуманизация образовательного пространства" (продолжающееся издание, режим доступа: https://sgu.ru/node/138970).