Skip to main content Skip to search

 С момента образования факультета начальных классов существовало две кафедры – методики начального образования и педагогики и психологии начального обучения. Последняя в 2003 году в связи со структурной реорганизацией на факультете педагогики, психологии и начального образования стала называться «Кафедра социальной педагогики и психологии». В 2005 году она была переименована в кафедру психологии образования.Первым заведующим кафедрой стала кандидат педагогических наук, доцент Людмила Евгеньевна Тарасова, которой удалось за короткое время объединить специалистов различных областей, создать на кафедре атмосферу делового сотрудничества, творчества, взаимопринятия и взаимовыручки.
     В этом же году во исполнение решения Ученого Совета СГУ им. Н.Г. Чернышевского произошло объединение кафедры психологии образования факультета педагогики, психологии и начального образования Пединститута и кафедры педагогической психологии, история которой уходит корнями в 40-е гг. ХХ столетия, когда в Саратовском пединституте была организована одна из немногих в провинциальных вузах страны кафедры психологии. Возглавил кафедру профессор Иван Владимирович Страхов, известный научной общественности своими работами по проблемам психологии научного творчества, художественного творчества классиков русской литературы, характерологии, внутренней речи, психологии младших школьников и подростков, психологии и педагогики внимания, психологии дружбы, психологии учителя, психологии педагогического общения, педагогического такта, психологии и педагогики высшей школы. К исследованию этих проблем им были привлечены молодые сотрудники, которые, после успешной защиты кандидатских диссертаций под руководством И.В. Страхова, составили костяк кафедры.В течение ряда лет силами преподавателей кафедры обеспечивалась подготовка 52 коллективных проблемных сборников, центральным из которых является серийный тематический сборник «Вопросы психологии внимания». Неизменным редактором всех этих изданий был И.В. Страхов. 
     Научные традиции кафедры психологии развивал сын И.В. Страхова – Владимир Иванович Страхов, который руководил кафедрой с 1978 года. Под его руководством продолжается работа по проблемам внимания  - сотрудниками кафедры подготовлен ряд монографий и десять выпусков сборника «Вопросы психологии внимания». С 1980 года ежегодно выходят в свет «Материалы Страховских чтений», посвященных памяти профессора И.В. Страхова. В 2002 г. возобновлено издание «Ученых записок» кафедры.
     Кафедра психологии образованияформировалась в условиях творческого подъема педагогов, начавших подготовку студентов по специальности «Педагогика и психология». Основное направление деятельности кафедры – подготовка широко образованного практического психолога образования. Сотрудники кафедры стараются сохранять и развивать лучшие традиции саратовской психологической школы, основоположником которой является доктор психологических наук И.В. Страхов.
     В 2007 году кафедру психологии образования возглавил доктор психологических наук, профессор Раиль Мунирович Шамионов, видный ученый, автор большого количества монографий, научных публикаций, и учебных пособий по широкому кругу проблем социализации личности, психологии субъективного благополучия.
     С его приходом на кафедре существенно оживилась научная деятельность сотрудников – ежегодно она поддерживается грантообразующими фондами РГНФ, РФФИ, научной программой Министерства образования РФ «Университеты России» и др.; начала функционировать аспирантура по двум специальностям – 19.00.05 Социальная психология и 19.00.07 Педагогическая психология. За последние три года ее выпускниками успешно защищено 12 кандидатских диссертаций.
   Под патронажем кафедры психологии образования и при активном участии ее сотрудников с 2008 годаорганизован  выпуск научного журнала«Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, серия Психология. Педагогика». С 2012 г. журнал  реорганизован в научное издание  «Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития». Главным редактором серии является д.пс.н., профессор Р.М. Шамионов, ответственным секретарем – доцент Е.Е. Бочарова.
    Кафедра имеет несколько научных подразделений, в которых реализуются оригинальные научные программы:
     Психологическая лаборатория (заведующий профессор В.И. Страхов) консолидирует усилия более 150 исследователей из различных городов России. В рамках лаборатории издаются серийные научные сборники, монографии и учебные пособия по широкому кругу вопросов психологии.
Целью деятельностинаучно-исследовательской лаборатория проблем школьной адаптации(зав. лабораторией – доцент М.В. Григорьева) является комплексное социально-психологическое и психолого-педагогическое изучение проблем адаптации в образовательных системах. Сотрудники лаборатории успешно выполняют ряд прикладных исследований.
     На базе кафедры функционирует Центр психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса «Диалог» (директор Т.В. Хуторянская). Тел. Центра «Диалог»: 22-19-07.
     С 2011 г.началась подготовка магистров по программам «Социальная психология образования», а с 2012 г. – «Психология рисков и кризисных ситуаций», разработанным силами сотрудников кафедры по направлению психолого-педагогического образования.
     Преподаватели кафедры уделяют серьезное внимание методической работе. В их активе учебники с грифом УМО по педагогическому образованию, несколько учебников, вышедших в издательстве «Высшее образование», учебные пособия, изданные в Саратовском университете.
  Учебная работа на кафедре осуществляется в двух направлениях: основная нагрузка большинства преподавателей приходится на работу со студентами профильной программы «Психология образования», и обеспечивается преподавание психологических дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом вовновь созданных институтах СГУ.
   В процессе подготовки практического психолога образования широко используются методы социально-психологического обучения, дискуссии, деловые и ролевые игры, разнообразные тренинги. Данные формы обучения повышают эффективность усвоения знаний, формируют умения отстаивать свое мнение, помогают обрести опыт взаимодействия с людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях, предоставляют возможность экспериментирования с новыми моделями поведения.