Всероссийская научно-практическая конференция, организованная кафедрой туризма и культурного наследия и научно-образовательным центром подготовки музейных экспозиций и туристических маршрутов, состоялась 18 апреля 2025 года. Её целью стало объединение ученых и практиков для внутриотраслевого диалога, направленного на переосмысление туризма в условиях многочисленных вызовов, его адаптацию к существующим реалиям и восстановление качественно новым образом, чтобы повысить жизнестойкость этого сектора и обеспечить его успешное будущее.
Открыла пленарное заседание директор Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия Черевичко Татьяна Викторовна, которая в дальнейшем модерировала мероприятие. В своем приветственном слове Татьяна Викторовна отметила то, что в мире, который постоянно и стремительно меняется, сектор туризма должен переосмыслить свои практики, чтобы адаптироваться к современным вызовам. Конференция как раз и предлагает поразмышлять на эту ключевую тему, проанализировать тенденции, которые меняют как способы путешествовать, так и пространственные и организационные формы туристской деятельности. Татьяна Викторовна обратила внимание аудитории на активизацию внутреннего туризма в России и перспективы развития туризма в Саратовской области. Так, например, в Энгельсском районе, у реки Волга, между селами Смеловка и Узморье, планируется новый туристический проект — круглогодичный туристский комплекс для активного и семейного отдыха «Созвездие Гагарина», реализация которого будет осуществляться при поддержке «Корпорации Туризм.РФ» в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель министра культуры Саратовской области Сергеев Константин Андреевич. Представитель властных структур подчеркнул значимость участия региона в отраслевом национальном проекте и рассказал о планах развития туризма на ближайшее будущее. Константин Андреевич назвал конференцию площадкой для преодолению вызовов, которые стоят перед туризмом в текущей ситуации, и пожелал участникам хорошей и продуктивной работы, в ходе которой будут выработаны новые подходы и определены новые стратегии с целью адаптировать туризм к существующим реалиям и восстановить в новом формате с более устойчивым и социально ответственным видением.
Приветственное слово директора туристической компании «Лагуна Тур», председателя гильдии туристического бизнеса при Торгово-промышленной палате Саратовской области Анпилогова Дмитрия Викторовича, в первую очередь, было обращено к молодым ученым и студентам, генерирующим идеи и проектирующим новые креативные продукты, которые меняют современные реалии. Также профессионал турбизнеса отметил возрастающую роль цифровых инструментов в путешествиях, особенно в их планировании. По мнению Дмитрия Викторовича, туризм является индикатором глобальных процессов и драйвером позитивных изменений, которые стирают границы между народами и культурами. Своё выступление он завершил словами великого путешественника Тура Хейердала: «Границы? Никогда не видел их, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».
В дистанционном формате выступили иностранные участники конференции.
Шамардина Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Маркетинг» Белорусского национального технического университета, представила доклад на тему «Туризм Беларуси: глобальные вызовы и новые возможности». В выступлении отмечалась роль туризма как важного сектора национальной и мировой экономик. Ирина Александровна назвала факторы, оказывающие негативное влияние на развитие туризма, раскрыла последствия их воздействия и охарактеризовала условия, являющиеся основанием для переосмысления и восстановления туризма в новом формате, в том числе в Беларуси. В докладе акцентировалось внимание на необходимости применения системного, комплексного подхода в регулировании туризма в стране. Завершая свой выступление, Ирина Александровна предложила основные, первоочередные, меры восстановления туризма в Беларуси, в числе которых: разработка моделей и механизмов реализации для приоритетных видов туризма; создание качественных аутентичных туристических продуктов; формирование кадрового потенциала; увеличение продолжительности пребывания туристов в стране.
Цао Ян, преподаватель Коммерческого института Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, КНР), представила свои размышления на тему «Культурное наследие и развитие туризма в Китае: современные контексты». В своём докладе она подчеркнула, что привлекательность Китая для современного путешественника зависит от культурно-исторического потенциала, заключенного в символах, которые воплощают культурную память и уникальность исторического опыта в сознании путешественника. По данным Всемирной туристской организации, 72 % иностранных туристов в Китае в качестве основной потребности указали «знакомство с самобытной культурой». В отчете Министерства культуры и туризма Китая за 2023 год отмечается 158-процентное увеличение числа живописных мест, связанных с культурным наследием, по сравнению с доэпидемическим периодом. За этими цифрами стоит мощная притягательная сила, порожденная культурной самобытностью страны. Цао Ян назвала Китай «живым музеем цивилизации, который разворачивает перед миром трехмерный культурный свиток», однако призвала слушателей не забывать думать о том, как найти баланс между коммерциализацией и оригинальностью, отметив, что «представляется необходимым создать устойчивый механизм преемственности». Своё выступление Цао Ян завершила словами французского синолога Се Хуанай: «Самое трогательное качество китайской цивилизации заключается в том, что она всегда умела превращать древнюю мудрость в искусство жить».
Доклад Гулиева Эмина Анвар оглы, заместителя декана факультета туризма и гостеприимства Азербайджанского университета туризма и менеджмента (Баку), был посвящен практико-ориентированным программам обучения специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Республике Азербайджан. Ученый поделился с участниками конференции результатами анализа деятельности Азербайджанского университета туризма и менеджмента, который находится в авангарде подготовки специалистов и развития профессиональных навыков для сферы туризма в стране. Особое внимание в выступлении было уделено особенностям организации практической подготовки студентов.
В конференции традиционно участвовали отраслевые эксперты и бизнес-профессионалы, которые помогли определить современное состояние рынка туризма и гостеприимства и проанализировать существующие риски и перспективы туризма в новых реалиях.
Так, Тихонова Валерия Владимировна, менеджер проектов развития территорий Группы компаний «EBM» (Санкт-Петербург),рассказала о том, как бренды северных российских городов (Мончегорск, пгт. Никель, Новотроицк и др.) повышают туристическую аттрактивность региона. Она выделила ключевые составляющие успешного бренда: уникальная идентичность, основанная на стыке истории и современного состояния, природных и географических факторов; система коммуникаций для продвижения бренда; долгосрочное развитие и визуал города. В выступлении подчеркивалась важная характеристика бренда: он всегда существует там, где есть конкуренция. В брендах туристских территорий закодировано обещание незабываемых впечатлений.
Капустина Марина Андреевна, ведущий специалист по бронированию туроператора «Русский Экспресс» (Санкт- Петербург), выступила с докладом на тему «Российский рынок туроператоров в новых социально-экономических условиях: «массовые» операторы против «нишевых». Проанализировав состояние и тенденции развития современного российского рынка туроператоров, Марина Андреевна пришла к выводу, что в свете стремительного роста внутреннего туризма сегодня на рынке появилось огромное количество нишевых туроператоров, которые предлагают интересный, оригинальный турпродукт, однако большинству из них не удается наладить работу с турагентами. По её мнению, одна из важных, а зачастую и определяющая выбор, причина — недоверие к нишевым туроператорам в плане их финансовой устойчивости и гарантии выполнения обязательств. В связи с этим розничные компании предпочитают работать с известными массовыми туроператорами. Еще одна причина — нежелание агентов разбираться в нюансах, их привычка бронировать готовый турпакет, где все понятно и знакомо. По словам Марины Андреевны, агентам привычнее работать с крупными туроператорами — и с точки зрения их понятного упакованного продукта, и с точки зрения налаженных отношений и гарантий устойчивости компании на рынке.
Завершило пленарное заседание выступление Мироновой Марии Александровны, экскурсовода, директора агентства «Путешествие с МИРоновой», заместителя председателя Ассоциации экскурсоводов Саратовской области. Доклад на тему «Роль экскурсовода в современном мире» вызвал большой интерес слушателей тем, что особое внимание было уделено новым форматам экскурсионных продуктов. На экспертном уровне были проанализированы инновационные методики и приёмы, с помощью которых можно создавать экскурсионные продукты, которые будут востребованы у современных экскурсантов. В их числе – экскурсии, где особую значимость имеют технологии иммерсивности, сторителлинга, геймификации, массовой персонализации и другие. Также Мария Александровна в своём выступлении подчеркнула то, что для экскурсовода сегодня, помимо классических составляющих профессионального мастерства, особое значение приобретают социальные, эмоциональные и коммуникационные умения, без которых невозможно создать продукт, адекватный ожиданиям современной аудитории. Ведь в наше время на экскурсии люди ходят уже далеко не только для того, чтобы узнать новую информацию о тех или иных объектах и событиях, но прежде всего для того, чтобы интересно и с пользой провести досуг, развлечься и отдохнуть.
Дальнейшая работа конференции осуществлялась в рамках трех тематических сессий: «Трансформации спроса и предложения на туристском рынке: новые контексты и практические шаги»» (руководители – доц. О.В. Королева и доц. М.С. Отнюкова), «Современное развитие туризма: новые подходы и ориентиры будущего» (руководители – доц. Е.С. Милинчук и доц. Е.В. Иванова) и «Экономические смыслы инфраструктурно-сервисных решений в сфере гостеприимства» (руководители – доц. Т.В. Темякова и доц. Е.А. Фролова).
На тематических секциях были представлены доклады преподавателей и магистрантов из различных российских ВУЗов, среди которых: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратовская государственная юридическая академия, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
В ходе каждой тематической сессии в форме открытого диалога ученые и профессионалы обсуждали широкий круг вопросов, касающихся трансформационных процессов в развитии международного, национального и регионального туризма в условиях повышенной рискогенности, а также вопросы формирования привлекательности туристских продуктов и территорий в условиях меняющихся потребительских установок.
В целом представленные результаты проведенных научных исследований были ориентированы на поиск инновационных решений и возможностей, способствующих созданию более эффективной и устойчивой индустрии туризма, гостиничного бизнеса и сервиса в России и зарубежом посредством анализа существующих рисков, системных трансформаций, технологических возможностей и цифровых решений.
В ходе работы тематических сессий были сформулированы предложения для «оживления» туристских территорий посредством развития креативности и создания новых точек притяжения в соответствии с меняющимися моделями спроса; определены практические инструменты, необходимые для создания эффективных стратегий функционирования предприятий сферы туризма и гостеприимства, а также предложены оптимальные бизнес-модели в развитии этой сферы в условиях перехода от прежней модели обслуживания клиентов к новой экономической модели, основанной на переосмыслении функционала сервисных предприятий и трансформации бизнеса в интересах клиента.
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Переосмысление туризма в новых реалиях: вызовы и приоритеты» продемонстрировала свою значимость как ключевая площадка для профессионального диалога, формирования новых партнерств и определения стратегических векторов развития индустрии туризма и гостеприимства.