Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Специалисты цифрового будущего

Спрос на кадры для цифровой экономики растёт день ото дня. В рамках нового федерального проекта «Цифровые кафедры» сегодня в 115 университетах страны студенты практически всех направлений могут получить дополнительное профессиональное образование по IT-профилю. Саратовский университет, являясь участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», подключился к проекту с первого дня.

Сергей Валерьевич Удалов, начальник Учебного управления СГУ, ответственный за реализацию проекта «Цифровые кафедры»:

«В Саратове проект «Цифровые кафедры» был запущен в нашем, классическом, и аграрном университетах. Это новый проект Минцифры и Минобрнауки, направленный на разработку и реализацию программ профессиональной переподготовки с получением дополнительной квалификации в области IT для студентов, обучающихся очно и очно-заочно.

Основная идея проекта в том, чтобы студенты, прошедшие обучение по программе, не просто владели определёнными навыками из IT-сферы, а действительно могли полноценно работать в IT-индустрии, быть там востребованными специалистами. То есть в идеале это должны быть не просто так называемые «грамотные пользователи», а полноценные специалисты, разработчики программ, аналитики. Их ключевое преимущество, прежде всего, – в глубоком знании той предметной области, с которой связано их основное направление обучения. Одно дело, когда мы готовим педагога, который получает знания и навыки в работе с цифровыми сервисами и может эту информацию донести до школьников. И совсем другое дело, когда наш студент, будущий педагог, сможет на уровне образовательных организаций быть ещё и аналитиком. В современных условиях это уже специалист со значительно расширенными профессиональными возможностями.

Программы разрабатывались для двух категорий студентов. Часть из них рассчитана на обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, которые непосредственно не относятся к IT-сфере: например, на будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.

Другие рассчитаны на обучающихся по IT-направлениям подготовки. Эти программы помогут освоить дополнительные компетенции и расширить профессиональные возможности с ориентацией на применение сквозных технологий. Тут уже речь идёт о больших данных, машинном обучении и искусственном интеллекте.

То есть, предусмотрено разделение студентов по формируемым цифровым компетенциям, на основании которых им и будет присваиваться дополнительная квалификация.

Всё, что касается основ программирования, алгоритмизации и прочего, рассчитано на студентов не IT-направлений. Их учат языкам программирования, они получают углублённые знания в области цифровых технологий. Конечно, это создаст им дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. В условиях развития цифровой экономики даже если устраиваешься по основной своей специальности, работодатель, особенно если речь идёт о крупных компаниях, с большим желанием возьмёт того, кто обладает расширенным набором компетенций, тем более если они подтверждены соответствующим дипломом.

Для студентов IT-направлений, уже получивших знания, связанные с ITсферой, информационными технологиями и программированием, важный момент заключается в том, что они получат углублённые компетенции в области сквозных технологий.

С 1 сентября на программы проекта «Цифровые кафедры» в нашем университете было зачислено более 1200 студентов. В осуществлении наших планов мы плотно сотрудничаем с Университетом Иннополис. Студенты прошли входную комплексную оценку (ассесмент) уровня сформированности цифровых компетенций на платформе ассесментцентра Иннополиса. Впереди ещё два ассесмента: промежуточный, рассчитанный на оценку динамики знаний, в декабре, и итоговый в мае.

Университет Иннополис формирует конкретный перечень заданий – тестовых, кейсовых, открытого-закрытого типа – под те цифровые компетенции, на которые ориентирована конкретная программа переподготовки. Студенты регистрируются на платформе, получают доступ в личный кабинет, а уже через него – доступ к тестированию.

В Саратовском университете за реализацию данного проекта отвечает факультет компьютерных наук и информационных технологий, обладающий высоким кадровым потенциалом и опытом привлечения ведущих специалистов ITкомпаний и организаций региона к учебному процессу. Поэтому в разработке программ проекта «Цифровые кафедры» задействованы не только сотрудники факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ, но и представители наших работодателей-партнёров. Предусмотрен значительный объём практической подготовки студентов, в том числе за счёт выполнения профессиональных задач, представленных нашими партнёрами.

Расписание занятий по программам переподготовки интегрировано в общее расписание студентов, что позволяет избежать путаницы и различных накладок.

Диплом о профессиональной переподготовке предполагает присвоение дополнительной квалификации. С точки зрения трудового законодательства его вполне можно рассматривать как второе высшее образование. Человек получает дополнительную квалификацию, на основании которой в соответствии со всеми требованиями профстандарта может устраиваться на работу. Педагог, например, сможет работать либо учителем, либо в какой-то образовательной организации или управленческой структуре в качестве аналитика, работающего с базами данных. То есть, если у молодого человека сменится карьерная траектория, в запасе есть дополнительный диплом.

Благодаря «Цифровым кафедрам» у наших студентов значительно повысятся перспективы карьерного роста. Да, они смогут пойти работать программистами, но с таким же успехом будут работать и по своей основной квалификации с дополнительным конкурентным преимуществом. Живой пример – совместная программа дополнительной профессиональной переподготовки нашего университета с компанией «ОЦО-Норникель». Она возникла из потребности индустриального партнёра в специалистах, обладающих одновременно компетенциями в области экономики, кадрового администрирования и IT-технологий. С 2019 года реализуется данная программа, эффект есть, многие наши студенты там уже успешно работают».

Программы под любой запрос

Для проекта «Цифровые кафедры» сотрудники факультета компьютерных науки и информационных технологий разработали и реализуют четыре дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, учитывающие специфику подготовки студентов разных образовательных подразделений.

1.Программа «Ведение профессиональной деятельности на основе данных: применение методов машинного обучения». В первом семестре студенты знакомятся с теоретическими основами анализа данных и машинного обучения, изучают специфические возможности языка Python, связанные с работой с данными. Второй семестр посвящён практическим аспектам использования методов машинного обучения в профессиональной деятельности.

2.Программа «Ведение профессиональной деятельности на основе данных: программирование на Python». В первом семестре студенты знакомятся с теоретическими основами анализа данных и машинного обучения и изучают основы программирования на языке Python. Во втором внимание уделяется практическим аспектам использования методов машинного обучения при обработке данных, а также возможностям использования готовых библиотек Python.

3.Программа «Программирование и конфигурирование корпоративных информационных систем». Акцент делается на работу с базами данных и на использование системы «1С: Предприятие 8.3».

4.Экспериментальная программа «Цифровая трансформация образования». Студенты погружаются в изучение вопросов цифровой трансформации современного образования.

Елена Вячеславовна Кудрина, руководитель проекта «Цифровые кафедры» в СГУ, замдекана по учебной работе факультета КНиИТ:

«Все программы реализуются на старших курсах. С одной стороны, это хорошо, потому что студент уже имеет базовые знания, умения и навыки в своей предметной области, он уже практически готовый специалист и понимает, где можно применить цифровые технологии в профессиональной сфере. С другой стороны, ребятам приходится непросто, потому что это выпускной курс и надо готовить две выпускные работы. У многих появляются опасения, что они не справятся. Помогает осознание значимости этой затеи для карьеры и профессионального роста. Если открыть любой сайт трудоустройства, можно убедиться, что потребности в ITспециалистах очень большие. Причём зарплата для начинающих Python- или 1С-программистов сейчас находится в диапазоне от 60 до 90 тысяч. Для профессионалов зарплата в 5 и более раз превышает среднюю по региону. Так что есть к чему стремиться. Хочу выразить благодарность разработчикам программ, а также преподавательскому составу, привлечённому к их реализации, – сотрудникам факультета КНиИТ и нашим индустриальным партнёрам. Все программы проходили тщательную экспертизу и получили подтверждение, что набор компетенций, который предлагается студентам, соответствует потребностям на рынке труда. Для нас участие в этом проекте – серьёзный вызов. Помимо того, что мы должны организовать основной процесс на факультете КНиИТ, где обучается тысяча человек, теперь мы дополнительно обучаем ещё более 1200 студентов. Проект “Цифровые кафедры” рассчитан до 2030 года. Первый год – экспериментальный. Мы осознаем, что от его результатов будет зависеть будущее проекта. Но отступать нельзя – мир всё больше и больше становится цифровым, и спрос на таких специалистов будет только увеличиваться».

 

Подготовили Тамара Корнева, Елена Елина