Skip to main content Skip to search

Дежурный психолог Е. Г. Евдокимова Терапия чтением книг или библиотерапия

Дежурный психолог Е. Г. Евдокимова  

Терапия чтением книг или библиотерапия

 

«Слышал про терапию книгами, что это за направление?

 используется ли она в настоящее время на практике?» 

Иван,26 лет

 

«Итак, мои милые, развлекайтесь и — телу во здравие, почкам на пользу — веселитесь, читая мою книгу» 

Франсуа Рабле

 

Начало библиотерапии (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение) как метода психотерапии, использующей литературу для лечения словом, относят к временам  фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.),  над входом в   библиотеку которого  имелась надпись: «Аптека для души».

Благодаря особому эффекту от соотношения себя с героями, вчувствования в их переживания и другим исцеляющим состояниям (успокоение, удовольствие, повышения активности) происходит прояснение неразрешённых конфликтов человека, личностных проблем, изменение настроения. Эффект от чтения связывают с законом Э.Геннекена. который гласит: «почитатели определенного писателя подобны ему особенностями душевной организации».

Главной задачей библиотерапии является определение направления материалов для чтения, которые имели бы отношение к жизненной ситуации человека.  Когда человек переносит себя на место героя произведения, он может разделять с ним его переживания, мысли и чувства, получать эмоциональную поддержку и ослабление эмоционального напряжения  (не   один я  попал в такую   ситуацию); обретать надежду и возможность посмотреть на свою ситуацию с другой стороны, осознать и понять трудности своей ситуации, которые до сих пор скрывал от самого себя,  изменить свое отношение, мысли, поведение. 

В нашей практике эффективность библиотерапии подтверждена на основе работы с учителем истории по конструктивному разрешению конфликтов между учащимися 7 класса. На классных часах учитель начала   рассказывать истории на основе сюжетов произведений, содержащих сходную ситуацию с той, что сложилась в классе, не завершая произведения. Например, некоторые сюжеты были взяты из книги Ди Снайдера Курс выживания для подростков, К. Хайасен «У-гу!», Р. Дж. Паласио «Чудо», Луис Сашар «Я не верю в монстров» и т.п.

Ребят затронули истории, им стало интересно, как разрешилась сходная ситуация, и пришлось обратиться к первоисточникам, после чего произошло бурное обсуждение не только книжных сюжетов, но и ситуаций, происходящих в классе.   

Чтение произведений может сочетаться с их созданием: фиксацией событий в дневниковых записях, придумыванием историй,  обращением к метафорам, образам, подключая воображение при столкновении со сложными ситуациями. Авторские тексты можно использовать для того, чтобы снять эмоциональное напряжение (после чего удалить их), для того, чтобы разобраться в своих вопросах наедине с самим собой или перенести их на выдуманного персонажа, чтобы  вынести на обсуждение с другими людьми.  

В работе с взрослыми людьми психолог может строить беседу на основе общеизвестного сюжета или совместного конструирования истории

В качестве популярного современного направления работы на основе создания   текстов используется технология терапевтического Storytelling*а (создание историй, рассказывание, придумывание) с детьми и взрослыми. 

Варианты  сюжетов для создания историй. Таинственный сад. "Представь себе, что однажды ты отправляешься ….». Старинный сундук. « На пути…нам встретился сундук…», далее предстоит продолжить историю. Незаконченные предложения. - Когда идёт дождь, я...; - Моя семья...;
- Если бы животные и птицы умели разговаривать... - Желтый цвет напоминает мне…

Возможности и направления современной библиотерапии гораздо шире заявленных тезисов, в чем можно убедиться, прочитав книгу Э. Берту, С.Элдеркин  Книга как лекарство. Скорая литературная помощь от А до Я, и обсудив ее с друзьями или  с психологом. 

 https://i.pinimg.com/originals/4f/ff/3a/4fff3ac2fa5c84f127360e34f1dd1b70.jpg