Skip to main content Skip to search

Профессор РГПУ рассказала о видах диалога при изучении русского языка в начальной школе

25 апреля, 2024 - 17:30

Профессор РГПУ рассказала о видах диалога при изучении русского языка в начальной школе

Авторы:
Текст: 
Софья Белошитская
Фото: 
Софья Белошитская

В Саратовском университете для учителей школ Саратова, преподавателей и студентов организовали лекцию «Виды диалога при изучении русского языка в начальной школе». Приглашённым экспертом стала профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена М.П. Воюшина. Мероприятие состоялось в рамках международного форума «Гуманизация образовательного пространства – 2024: взаимодействие педагогов с семьёй».

В начале встречи доцент кафедры начального языкового и литературного образования СГУ Е.Г. Мережко представила собравшимся, в том числе 30 педагогам школ города, М.П. Воюшину – автора учебников по русскому языку и литературному чтению.

М.П. Воюшина обратилась к истокам – рассказала, что такое диалог и как правильное истолкование этого явления соотносится с продуктивностью взаимодействия. Она отметила, что способ познания мира через совместный поиск и обмен мнениями позволяет человеку научиться жить в условиях многообразия культур, типов сознаний, логик и точек зрения.

Мария Павловна рассмотрела диалоговый подход в разных элементах образования – сделала акцент на ценностях, целях, содержании, методах и способах обучения. Лектор объяснила эту позицию в соотношении с функциями языка, выделив познавательный и мыслеформирующий аспекты. Мария Павловна напомнила, что прежде всего педагог начальных классов должен «научить детей учиться». Здесь большую роль играет умение правильного восприятия текста и его анализ.

Спикер на конкретных примерах из пособия по русскому языку «Школа диалога» для младших классов продемонстрировала важность умения работы с учебником. М.П. Воюшина объяснила необходимость наблюдения за словом в самом начале изучения любой темы. Так, освоение программы организовано как открытие школьником нового знания и проверка выводов, к которым пришёл ребёнок в результате взаимодействия с языковым материалом.

Для каждой ступени начального уровня образования Мария Павловна подобрала уникальные методики диалогового подхода. Например, для учеников второго класса важно понимать объём пройденного материала и быть уверенными в своих способностях. А выпускники начальной школы должны уметь вступить в межпредметный диалог. Ребятам также стоит уметь писать сочинение с возможностью выбора темы, типа речи, анализируемого художественного произведения.

Подводя итоги, М.П. Воюшина сказала, что диалоговый подход – это не образовательная технология, а позиция педагога. Дополнительно Мария Павловна презентовала учебные пособия «Школа диалога». В конце состоялся обмен мнениями, М.П. Воюшина ответила на вопросы аудитории.