Педагогическое образование в СГУ: всё включено
► СГУ – единственный вуз в регионе, который готовит педагогические кадры на уровне высшего образования. Образовательные программы по педагогическому образованию реализуют 14 университетских факультетов и институтов. На подготовку учителей ориентирован и Балашовский институт, филиал СГУ.
► Даже в рамках классических направлений подготовки, таких как «История», «Физика», «Химия» и так далее, СГУ старается кроме предметных курсов включать дисциплины и практики, направленные на формирование педагогических компетенций. Для таких направлений подготовки в университете был разработан педагогический модуль, который может интегрироваться в основную образовательную программу и обеспечивать на выходе студенту две квалификации: основную и дополнительную, связанную с педагогическим мастерством.
► За последние годы заметно увеличился объём практической подготовки студентов-педагогов – сегодня уже 25 процентов от общего объёма образовательных программ занимают практики. В этот период студенты готовятся не только к методической и педагогической деятельности – у них формируются реальные компетенции по организации внеклассной и внеучебной работы.
► Для всех студентов-педагогов введена летняя вожатская практика в летних оздоровительных лагерях, на школьных площадках. Организационно-педагогическая практика идёт параллельно с теоретическим обучением уже в течение всего учебного года. Студенты осваивают навыки работы классного руководителя, педагога-организатора, воспитателя-наставника, тьютора.
► Особое место в программах занимает классическая педагогическая практика, где формируются профессиональные компетенции по конкретным предметам. Занятия могут проходить как на базе университета, так и на базе партнёрских организаций. У нас есть и свои ресурсы для практической подготовки – в университете созданы аналоги школьных кабинетов по конкретным учебным предметам, они оснащены современным оборудованием.
► Большое внимание уделяется привлечению к учебному процессу опытных учителей-практиков. Не менее 20 процентов преподавателей – представители школ, образовательных центров, учителя, заместители директоров, которые могут поделиться своим опытом педагогической деятельности, методическими наработками, практическими навыками.
► При переходе на последнюю версию образовательных стандартов в университете было разработано собственное ядро педагогического образования – базовый набор профессиональных компетенций и базовый учебный план, который прошёл согласование с Научно-методическим советом по педагогическому образованию СГУ. В нём представлен весь перечень рекомендуемых дисциплин, сочетающих углублённую предметную подготовку с формированием компетенций в области методики преподавания.
► Серьёзный акцент делается на том, чтобы научить будущих педагогов вовлекать в исследовательскую и проектную деятельность школьников, их будущих учеников, наделить их соответствующими методиками и инструментами.
► Большие изменения произошли в области цифровой грамотности студентов. При разработке ядра профессиональных компетенций в программы было включено освоение цифровых технологий, их использование в образовании. Студенты получают знания о том, какие цифровые сервисы и технологии они могут использовать в своей профессиональной деятельности.
С 2022-2023 учебного года запущен проект «Цифровая кафедра». Одна из четырёх программ специально разработана для студентов-педагогов. Обучение по программе «Цифровая трансформация образования» значительно расширяет возможности выпускников СГУ при выборе профессиональной и карьерной траектории.
► Большое внимание уделяется развитию образовательных программ на уровне магистратуры. Эта форма обучения предполагает выход на более серьёзный методологический уровень и углублённую предметную подготовку. Помимо этого, магистратура ориентирована на реализацию программ, соответствующих современному уровню развития системы образования и общества: «Педагогика одарённости», «Образование взрослых», «Управление образовательными организациями», «Менеджмент дошкольного образования», «Педагогическая инноватика и рискология».
► Задача университета – не только хорошо оснастить будущих учителей, но и поддержать их интерес к профессии и педагогической работе. С этой целью проводится целый комплекс мотивационных мероприятий, например ежегодный фестиваль «Неделя педагогического образования», где происходит обмен опытом и лучшими практиками в области педагогики по самым разным темам и проблемам. Конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию» организуется по тем же направлениям, что и профессиональный конкурс «Учитель года».
► В университете разработана и функционирует Концепция педагогического образования которая согласуется с пятым стратегическим проектом Программы СГУ «Приоритет 2030» «Учитель в образовательной парадигме».