Проекты в образовательной сфере
Взаимодействие университета с партнерами, которые в большинстве случаев являются и потенциальными работодателями для наших студентов, становится неотъемлемой частью образовательного процесса, важным показателем надежности и качества деятельности университета, показателем его конкурентоспособности. Оно выстраивается в университете по разным направлениям, имеющим как краткосрочную перспективу, так и формы долгосрочного стратегического сотрудничества.
Важное место в системе подготовки кадров занимает профориентационная работа, направленная на повышение мотивации студентов к трудоустройству в соответствующих отраслях экономики. Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с предприятиями и организациями как со стороны факультетов и институтов, так и Центра карьеры, который осуществляет общую координацию взаимодействия с работодателями в университете. На регулярной основе проводятся консультации по вопросам успешного трудоустройства и презентации молодого специалиста на рынке труда, информирование студентов и выпускников об имеющихся вакансиях в регионе посредством онлайн-сервисов Центра карьеры. Реализуется взаимодействие центра содействия трудоустройству с кадровыми службами предприятий и организаций через федеральные цифровые платформы, например, «Leader.ID» и «Факультетус». Также на регулярной основе проводятся профориентационные мероприятия совместно с партнерами, включающие в себя экскурсии студентов на предприятия, встречи с представителями работодателей, тренинги, мастер-классы и т.д.
В условиях подготовки кадров и обеспечения квалифицированными специалистами рынка труда профориентационная работа, проводимая университетом совместно с партнерами важна, но она является в большей степени внешним контуром. Вопрос дефицита кадров, который часто ставится на разных уровнях и в отношении разных отраслей имеет как количественное, так и качественное измерение. Речь идет не только о недостатке специалистов, готовых идти работать по специальности, но и недостатке у них актуального набора компетенций, необходимых современному работодателю. Эти проблемы решаются в том числе за счет усиления присутствия предприятий и организаций в общей системе подготовки кадров, через более широкое участие предприятий именно в учебном процессе.
Традиционные формы такого участия и взаимодействия в той или иной степени у нас присутствуют: организация практической подготовки, участие партнеров от реального сектора экономики в качестве лекторов, ведущих мастер-классов, наставников и консультантов при выполнении ВКР, членов государственных экзаменационных комиссий.
Если говорить о качественном измерении кадрового дефицита, то эта проблема решаема в том числе за счет более активного вовлечения партнеров в совместную методическую проработку необходимых компетенций выпускников и содержания их подготовки с точки зрения актуального запроса рынка труда. Большую роль в разработке интеграционных механизмов для совершенствования учебного процесса и использования интеллектуального, производственного и исследовательского потенциала организаций-партнеров играют базовые кафедры. На данный момент в университете осуществляют свою деятельность 14 базовых кафедры.
Особое место в учебном процессе занимает практическая подготовка студентов в виде учебных и производственных практик, направленных на то, чтобы студент смог закрепить полученные теоретические знания в условиях реального производственного процесса, научился взаимодействовать с участниками этого процесса, принимать самостоятельные решения. Именно поэтому организация практик – это одно из важных направлений сотрудничества университета с потенциальными работодателями. Что касается наших партнеров, то для них это также дополнительная возможность познакомиться с нашими студентами, выявить среди них тех, кто может стать их потенциальным сотрудником.
Во всех образовательных подразделениях университета представители работодателей активно привлекаются к реализации образовательных программ. Сотрудники научно-исследовательских институтов, производственных предприятий, банков, культурных и образовательных центров региона задействованы в качестве преподавателей по профильным дисциплинам. Не менее активно ведущие специалисты профильных предприятий и организаций привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации студентов в качестве председателей и членов ГЭК. Сегодня 50% состава всех ГЭК в университете – это представители организаций и предприятий, сфера деятельности которых соответствует профилю образовательных программ.
В меньшей степени, но все же присутствует опыт взаимодействия на уровне вовлечения студентов в реальные исследовательские и прикладные проекты, в том числе сопровождаемого их трудоустройством. Так, 15 студентов и 7 аспирантов института физики в настоящее время трудоустроены на предприятия до завершения обучения. Хорошим примером реализации совместного проекта, ориентированного на студентов, является телепроект «Мне нравится» в Институте филологии и журналистики. К работе со студентами активно привлекаются потенциальные работодатели – шеф-редакторы службы информации ГТРК-Саратов. На сегодняшний день на канале «Россия 24» (Саратов) и в группе телепроекта во «ВКонтакте» вышло 195 выпусков программы «Мне нравится». Студенты, успешно пробующие себя в роли корреспондентов, монтажёров, операторов, ежегодно принимают участие и становятся победителями и призерами международных и всероссийских конкурсах студенческих видеоработ.
Опыт взаимодействия на уровне разработки образовательных программ под заказ конкретной отрасли или организации в основном сосредоточен в системе ДПО даже когда речь идет о наших студентах. Подобное сотрудничество, направленное на реализацию программ профессиональной переподготовки «заточенных» под заказчика и ориентированных на получение студентами расширенного набора профессиональных компетенций, реализуется, например, с такими компаниями как «Норникель Спутник», «Шлюмберже», Иркутская нефтяная компания. Взаимодействие с региональными отраслевыми партнерами осуществляется и в рамках реализации программ ДПО, проходящих по проекту «Цифровая кафедра».
В рамках основных образовательных программ по запросу ПАО «Саратовский электроприборный завод имени Серго Орджоникидзе» на факультете КНиИТ открыт профиль «Анализ и синтез распределенных технических систем» магистратуры направления 09.04.01 Информатика и вычислительная техника. Первый набор состоялся в 2022 году, общее количество обучающихся по данному профилю 7 человек.
Взаимодействие с нашими партнерами-работодателями в рамках общей системы непрерывного образования включает в себя работу со школьниками и дополнительное профессиональное образование. В работе со школьниками развивается система совместной профориентационной работы по траектории «Школа – Вуз – Предприятие». Для этого присутствие предприятий в школах крайне необходимо. В качестве примера можно привести проект, реализуемый факультетом КНиИТ «Пойти в IT». Только в 2022-2023 году в рамках данного проекта было проведено более двух десятков мероприятий, где индустриальные партнеры факультета выступали соорганизаторами, участниками и спонсорами.
Еще одно перспективное направление сотрудничества с предприятиями и организациями - сетевая форма реализации образовательных программ, которая позволяет в значительной степени усилить те элементы программы и компетенции, в которых заинтересованы партнеры, поднять общий уровень подготовки кадров за счет объединения кадровых, научно-методических и материальных ресурсов. Усиление практикоориентированности подготовки студентов может предполагать помимо практик большую долю практической подготовки в рамках профильных дисциплин в сотрудничестве с предприятиями или на их площадке, внедрение элементов дуального обучения, распространяемого в большей степени на программы среднего профессионального образования, но вполне применимого и в системе высшего образования.
При каждом факультете и институте СГУ созданы советы работодателей, в которые входят представители крупнейших предприятий и организаций региона. Действительно мы имеем примеры, когда совет работодателей – это не просто формальная структура. При его содействии ведется активная работа по разработке и актуализации образовательных программ, организации учебных и производственных практик. Ярким примером эффективной коммуникативной площадки, объединяющей студентов, преподавателей и практиков для совместной проработки актуальных проблем и обмена опытом в педагогической отрасли является ежегодный фестиваль «Неделя педагогического образования».
Просветительские проекты СГУ для города и региона
С 2017 года СГУ реализует совместно с партнерскими некоммерческими организациями образовательно-просветительские, социально-культурные и научные проекты в интересах жителей города и региона.
Проекты в области науки, образования, просвещения
Региональный культурно-образовательный фестиваль "ПРОСПЕКТ": литература, словесность, медиа, искусство (2017 - 2018, Фонд президентских грантов)
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
"Семейный университет" - региональная развивающая межнациональная площадка (2017 - 2018, Фонд президентских грантов)
Сохранение исторической памяти
Дом Франка в Саратове (2018 - наст.вр., поддержка Фонда президентских грантов в 2018 - 2019, 2020 - 2021, 2023 годах)
Яков Тейтель в Саратове: юрист, просветитель, филантроп (2019 - 2020, Фонд президентских грантов)
"Первый Ленский" и "лучший Герман". Михаил Медведев: музыкальная легенда Саратова (2022, Фонд президентских грантов)
Оживающий Саратов: практики публичной истории (2022, Фонд президентских грантов)
Развитие институтов гражданского общества
Жить здесь: село Невежкино Саратовской области (2019, Фонд президентских грантов; 2021 - 2022, Президентский фонд культурных инициатив)
Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия
"ЭтноОтпуск на два дня": медиапроект по популяризации внутрирегионального этнотуризма (2019 - наст.вр., дважды поддержан Фондом президентских грантов в 2019-2020, 2021 - 2022 гг.)
Поддержка проектов в области культуры и искусства
Купеческое собрание: прошлое и настоящее (2019, Фонд президентских грантов)