Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Возможности, а не ограничения

31 октября в России отмечается День сурдопереводчика. Праздник объединяет ещё и сурдопедагогов, которые занимаются обучением людей с нарушениями слуха. В настоящий момент в Саратовской области работают 132 таких специалиста. Они – посредники в общении между глухими людьми и остальным миром.

Подготовку сурдопедагогов в Саратове проводит факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль бакалавриата «Сурдопедагогика».

 

КАК СТАНОВЯТСЯ СУРДОПЕДАГОГАМИ И СУРДОПЕРЕВОДЧИКАМИ?

 

В Саратовском университете обучение по профилю «Сурдопедагогика» уникально: студенты могут выбрать ту сферу деятельности, которая для них ближе. Они могут стать как сурдопедагогами, учителями-дефектологами, так и сурдопереводчиками. Преподаватели факультета ППиСО во время обучения формируют для этого все необходимые компетенции.

С первого курса студенты изучают дактилологию и русский жестовый язык, а с третьего осваивают основы сурдоперевода. Вместе с тем студент имеет достаточную речевую практику при взаимодействии с детьми с нарушениями слуха в процессе разных видов практик и волонтёрской деятельности. Для трудоустройства в сфере сурдоперевода необходимо подтвердить квалификацию в установленном порядке и получить удостоверение сурдопереводчика.

Доцент кафедры коррекционной педагогики, руководитель лаборатории инклюзивного обучения СГУ Екатерина Николаевна Горина объясняет, с чем сталкиваются молодые люди, пришедшие в профессию, и рассказала о подготовке студентов – будущих сурдопедагогов:

«Сурдопедагог – это учитель, который обучает детей с нарушениями слуха слышать и говорить. Основная задача – научить глухого или слабослышащего ребёнка устной речи. Есть ошибочное мнение, что педагоги обучают таких ребят на основе жестовой речи. Это не так. Образовательный процесс строится на основе слова, а русский жестовый язык является нашим помощником в случае затруднений в понимании учебного материала, а также средством межличностного общения ребят. Не секрет, что глухой ребёнок в личном общении предпочитает свой родной для него жестовый язык. Но в процессе обучения мы должны побудить или мотивировать его к использованию устной речи, "влюбить в слово". В результате обучающийся с нарушенным слухом овладевает устной речью, что существенно расширяет возможности его социализации».

 

ЦЕННОСТЬ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

 

Как студенты готовятся к взаимодействию с глухими людьми? Е.Н. Горина отвечает, что молодые люди изучают жестовый язык, как и любой другой иностранный. Обучающиеся накапливают лексику, овладевают грамматикой, занимаются речевой практикой. Умение общаться на жестовом языке позволяет понять глухого человека. Это важно, ведь такие люди мыслят и воспринимают окружающий мир иначе, чем слышащие.

В 2012 году русский жестовый язык был официально признан на государственном уровне «языком общения при наличии нарушении слуха и/или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка России». По закону глухой человек имеет право на выбор средства коммуникации: может не пользоваться устной речью и общаться только с помощью русского жестового языка, также он имеет право на предоставление государственной услуги по переводу (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) для сопровождения при посещении лечебных, судебных и других госучреждений.

В детском саду и школе владение хотя бы основами этого навыка помогает объясняться с ребёнком, когда его устная речь только в начале формирования, способствует познавательному развитию неслышащего ребёнка в раннем возрасте. Вместе с тем бывают и такие случаи, когда формирование и развитие устной речи очень затруднено или невозможно, и здесь, к счастью, у нас есть альтернативное средство – русский жестовый язык.  Его студенты изучают в университете, а практику они приобретают во время работы в школе – во взаимодействии с учениками и педагогами.

Марина Викторовна Никитина – классический сурдопереводчик, она преподаёт в университете дисциплины, связанные с обучением русскому жестовому языку, дактилологии и сурдопереводу. Сурдопедагог – это и психолог, и логопед, и дефектолог в одном лице, считает Марина Викторовна:

«Я знакомлю студентов с необыкновенным миром – миром глухих. Важно слышать, чувствовать и понимать людей с нарушениями слуха. Необходимо иметь желание помочь таким детям. Мы учим студентов слышать сердцем».

Во время обучения под руководством М.В. Никитиной молодые люди учат песни на жестовом языке – это уникальный вид искусства неслышащих. В течение года они разучивают произведения и в конце семестра выступают на концерте вместе с воспитанниками Школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 3 Энгельса.

Для М.В. Никитиной педагогика – это продолжение семейной традиции. Её отец Виктор Алексеевич работал директором школы-интерната для детей с нарушениями слуха, а мама Галина Николаевна – учителем русского языка и литературы в школе. Коллеги М.В. Никитиной отмечают, что ей удалось поучаствовать в жизни многих школ для ребят с нарушениями слуха в Саратове и Энгельсе.

«В свои школьные годы я часто бывала у папы на работе и записывала на видеокамеру праздники и мероприятия, которые проходили в интернате. Тогда я знакомилась с учениками – своими ровесниками. Во время общения я полюбила жестовый язык, захотела говорить так же и понимать таких людей. Сначала меня учили сами ребята, но затем я прошла профессиональную подготовку», – рассказывает М.В. Никитина.

 

КАК ВОССТАНОВИТЬ РЕЧЬ?

 

Сегодня протезированы имплантами или носят слуховые аппараты подавляющее большинство детей с нарушениями слуха. Многие из них имеют остаточный слух, а современные технические устройства позволяют компенсировать практически любую степень снижения слуха. Если аппарат не справляется с задачей – детям могут сделать операцию по внедрению кохлеарного импланта, который осуществляет перекодировку звуковых сигналов в электрические потенциалы и восстанавливает способность восприятия речи.

Основная задача сурдопедагога – проведение слухоречевой реабилитации ребёнка. Приобрести слуховой аппарат или сделать операцию не занимает много времени. Такие хирургические вмешательства в России проводят уже с 6-месячного возраста. Однако формирование и развитие слуховых и речевых способностей ребёнка на основе восстановленного слуха – это очень длительный процесс, занимает порядка 5-6 лет, и успех этой работы зависит от многих факторов.

«Сначала мы учим различать звук и тишину, потом ребёнок начинает воспринимать ограниченное количество слов и коротких предложений, необходимых ему в повседневной жизни. Со временем ученик расширяет лексический словарь: учится воспринимать, понимать и говорить фразы, короткие предложения, а затем и распространённые. Конечно, детям с нарушениями слуха необходимы как можно более раннее слухопротезирование и начало слухоречевой реабилитации. Дети, которые на момент поступления в школу не имеют приближенный к норме уровень слухового и речевого развития, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в специальных условиях обучения, интенсивном коррекционном воздействии, что обеспечивает специальная (коррекционная) школа. А далее у всех очень разные пути: кто-то обучается по адаптированной программе, кто-то успешно интегрируется в условия массовой общеобразовательной школы. Наши ребята ничем не отличаются от своих сверстников. Они могут быть так же успешны в жизни, как и все остальные», – подчёркивает Е.Н. Горина.

 

ТЕОРИЯ НА ПРАКТИКЕ

 

Подготовка сурдопедагогов в Саратовском университете началась с 2017 года: этим летом состоялся 3-й выпуск студентов. Открытие этого профиля связано с запросом Саратовской области и Всероссийского общества глухих на таких специалистов. В СГУ уже были необходимые специалисты для старта нового профиля: учителей-дефектологов готовили с 1990 года, и многие выпускники других профилей – олигофренопедагогика, специальная психология, логопедия – успешно продолжают работать в образовательных учреждениях с детьми с нарушенным слухом.

Учиться на профиль «Сурдопедагогика» приходят высокомотивированные студенты: кто-то имеет опыт взаимодействия с неслышащими людьми и хочет научиться, как можно помогать им социализироваться, кто-то хочет овладеть именно русским жестовым языком. Многие увлекаются формированием, коррекцией и развитием речи, что неудивительно: сурдопедагогика и логопедия – слуховая и речевая работа – очень тесно связаны друг с другом. Конкурс на оба дефектологических профиля достаточно большой: обучающиеся не жалеют о своём выборе и чаще всего после обучения идут работать по профессии.

«Когда будущие сурдопедагоги знакомятся с детьми, они должны делать акцент на возможностях ребёнка, а не на его ограничениях. Этому подходу я и стараюсь учить студентов. Молодым людям важно найти свою точку опоры в работе с детьми. Кому-то тяжело заниматься обучением дошкольников, потому что это самое начало реабилитационного пути и немало трудностей предстоит преодолеть. Для самого ребёнка это всё должно быть легко и непринуждённо – в игре и в повседневном взаимодействии. Кому-то тяжело со школьниками – потому что уже есть вторичные нарушения в развитии, сформированные неправильные слухоречевые "привычки", которые исправить бывает гораздо сложнее. А кто-то, наоборот, "находит себя" на практике с подростками или во внеурочной деятельности», – отмечает Е.Н. Горина.

На первой ознакомительной практике студенты посещают Областной сурдологический центр и Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей Саратова. В сурдологическом центре они имеют возможность увидеть, как проходит исследование слуха, ближе познакомиться с основами аудиологии и слухопротезирования. В Центральной психолого-медико-педагогической комиссии они знакомятся с работой этого учреждения, где детям определяют образовательный маршрут. Затем студенты проходят летнюю практику в детском оздоровительном образовательном лагере имени Володи Дубинина, где становятся вожатыми у детей с нарушениями слуха. На третьем курсе будущие сурдопедагоги практикуются в дошкольных учреждениях компенсирующего типа и в начальных классах школ, где реализуются адаптированные образовательные программы для детей с нарушенным слухом. В конце обучения студенты имеют возможность проводить коррекционные занятия по развитию речи и слуховых возможностей. Студенты взаимодействуют с детьми разных возрастов.

Студентка 3 курса направления «Сурдопедагогика» Ольга Каймакова совсем недавно проходила практику в Детском саду комбинированного вида №158, где она работала со слабослышащими ребятами.

Ольга отмечает, что не каждый может понять специфику работы с глухими детьми: «Самое главное в работе – терпение, любовь к детям. К каждому нужно уметь найти свой подход. Некоторые ребята очень трудно идут на контакт. Другие, наоборот, очень активны – важно уделить внимание каждому. Я очень люблю жестовый язык, всегда поддерживаю общение на нём с детьми, особенно когда их не понимают окружающие».

***

Коллег и студентов Е.Н. Гориной и М.В. Никтиной объединяет общее дело – помогать людям с нарушениями слуха открывать привычный для большинства мир. Сурдопедагоги – первые ориентиры, которые дают возможность общаться со всеми и жить полноценной жизнью.

«Язык глухих прекрасен, он необходим каждому, кто желает открыть мир их чувств и отношений, кто работает с неслышащими детьми и их родителями. Сурдопереводчики необходимы в современном обществе, ведь каждый человек имеет право на выбор доступного и комфортного ему средства взаимодействия с окружающими. И я, желая узнать "мир глухих" ближе, прошла обучение и владею основами жестового языка, могу взаимодействовать с детьми, когда прихожу со студентами на практику, но я не сурдопереводчик. Я очень люблю слово и хочу заразить этой любовью наших студентов-сурдопедагогов, в руках которых будет ребёнок, и во многом от них будет зависеть, какой путь он выберет в своей взрослой жизни. Хочу показать им, как много новых возможностей мы можем открыть глухим и слабослышащим детям, когда они владеют и жестом, и словом!» – признаётся Е.Н. Горина.

Текст: Даниил Пронин

Фото: Даниил Пронин, архив факультета ППиСО