Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Вдовенко Мария, студентка, юридический факультет

Мой прадед по дедушкиной линии, Семён Васильевич Горлачёв, работал мастером ремонтного цеха на станкостроительном заводе им. Коминтерна в городе Витебске. В первые дни войны, когда фашисты открыли огонь по Беларуси, прадед был одним из организаторов эвакуации завода в Саратов.

Люди без техники собственноручно погружали станки и оборудование в вагоны, погружали и семьи рабочих (среди них был мой четырёхлетний дедушка). Этот эшелон сквозь бомбёжки вражеских самолётов в начале июля 1941 года был доставлен в наш город. Оборудование «прямо с колёс» монтировалось в цехах Саратовского станкостроительного завода.

Прибывшие из Витебска рабочие стали наставниками на заводе, а позже их призвали на фронт, и на станках в основном трудились 12–13-летние дети. Мой прадедушка Семён Васильевич продолжал работать мастером, но уже в токарном цехе. Как рассказывала бабушка, прадед и другие мастера заменяли этим детям родителей, защищавших на фронте нашу Родину.

Уже к октябрю станкостроительный завод выпускал снаряды и боеприпасы, которые поставлялись прямо на фронт.

К сожалению, мне не удалось лично знать моего прадеда, но по рассказам бабушки я запомнила его как весёлого и сильного духом мужчину, который сохранял боевой настрой, несмотря на пережитые тяжести военного времени.

Мой прадед, Валентин Васильевич Царёв, был инженером в строительстве «тайной железной дороги» на Сталинград весной – летом 1942 года. Продвижение немецких войск в 1941 году принудило советское руководство планировать укрепление приволжских городов. Эта дорога получила название «Волжская рокада». Она проходила в прифронтовой полосе параллельно линии фронта. Рокада была необходима армии для обеспечения войсками и жизненно необходимым продовольствием во время Сталинградской битвы.

По словам прабабушки, строительство было действительно сложным: и холодный март 1942-го, и дефицит строительных материалов. Трудились все, даже старики, дети и женщины. И благодаря самоотверженному труду нашего народа, техническим знаниям инженеров, дорогу удалось возвести за 6 месяцев и сохранить транспортную связь между Сталинградом, Саратовом, Сызранью и Ульяновском. Рокаду даже можно назвать «дорогой жизни», так как немцы не знали о её существовании. По железной дороге перебрасывались резервы, боеприпасы и продовольствие. По ней же вглубь страны вывозили раненых, повреждённую технику, эвакуируемое оборудование и эвакуируемых граждан. Построенная дорога стала важной частью успешного проведения операции «Уран», до начала которой советская армия успела накопить технику и сильные войска.

Жаль, мне не удалось услышать эту историю лично от прадеда. По словам бабушки, её отец не любил вспоминать годы войны. Но что он любил делать, так это собирать семью вместе и петь советские песни под аккордеон.