Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
08.07.2024 / 11:02
Текст:  Егор Лялин
Фото:  Архив МГУ имени М.В. Ломоносова

4 июля в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся съезд Российского Союза ректоров.

Президент России В.В. Путин передал участникам съезда слова приветствия. Их озвучил помощник главы государства А.А. Фурсенко. Почётными гостями съезда стали заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, помощник главы государства А.А. Фурсенко, президент Российской академии наук Г.Я. Красников, президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, видные парламентарии. В работе съезда приняли участие президенты и ректоры 617 вузов России.

Форум стал крупнейшим за последние годы. Его делегаты единогласным решением продлили на новый пятилетний срок полномочия президента РСР, ректора Московского университета академика В.А. Садовничего. Его доклад открыл рабочую часть съезда.

Ректор СГУ А.Н. Чумаченко выступил на заседании основной секции «Национальная система образования – фундамент научно-технологического суверенитета страны». Алексей Николаевич обратил внимание на проблему сопряжения профессиональных и образовательных стандартов.

Сегодняшние образовательные стандарты ориентированы на стандарты профессиональные, и это правильно. Однако сейчас сложилась такая ситуация, когда профстандарты преимущественно работают на выпускников отраслевых вузов и далеко не всегда учитывают интересы выпускников классических университетов.

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

А.Н. Чумаченко отметил, что выпускники классических университетов осваивают широчайший спектр представлений и взглядов на различные проблемы, на адаптивность университетских выпускников к решению новых задач. По мнению ректора, такие умения обусловлены прежде всего тем, что обучение наших студентов всегда сопряжено с научной составляющей. Но эти навыки выпускников, по словам Чумаченко, вызывают определённые затруднения.

Видимо, такая широкая, если не сказать универсальная, подготовка университетских выпускников становится для них же и для нас серьезной проблемой. Во-первых, при подсчете трудоустроенных по специальности эти люди чаще всего попадают в трудоустроенных НЕ по специальности. А во-вторых, в отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих университетским специальностям, наши выпускники оказываются в промежуточном положении, которого они не заслужили. Нет профессиональных стандартов с названиями: «физик», «химик». Нет профстандарта «научный работник».

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

А.Н. Чумаченко высказал несколько предложений в связи с поставленной проблемой.

Необходимо, чтобы представители вузовской общественности активнее были включены как в определение стратегии разработки профстандартов, так и были привлечены к участию в разработке национальной рамки квалификаций. Важно, чтобы не только высшее образование учитывало требования профстандартов, но и профстандарты отвечали интересам высшего образования.

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

Ректор Саратовского университета также призвал не вписывать в качестве полученной квалификации в диплом строку из профессионального стандарта. По его словам, это негативно скажется на карьере выпускника при смене должностей и мест работы. Алексей Николаевич отметил необходимость нормативного определения таких понятий, как «образовательная квалификация», «профессиональная квалификация», «дополнительная квалификация».

«Дипломы должны отражать именно образовательную квалификацию. Важно не забыть и про допквалификации, которые охотно получают наши студенты в период обучения. Необходимо прописать  роль допквалификаци и понять, какие формулировки здесь годятся для записи в диплом».

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

Помимо этого А.Н. Чумаченко подчеркнул, что высшее образование не сводится исключительно к прикладным видам деятельности. Докладчик призвал перестать противопоставлять фундаментальность и практикоориентированность в высшем образовании и добиться баланса между этими двумя неразрывными составляющими подготовки специалиста.

Алексей Николаевич отдельно отметил необходимость глубоко обдумать концепцию новой образовательной модели специализированного высшего образования (сегодня этот уровень мы называем магистратурой). Ректор привёл слова Президента России о том, что реформа высшего образования не должна привести к утрате завоеванного, что нужно учесть тот положительный опыт, который сложился в вузах.

«Я поддерживаю мысль нашего министра, что на специализированное высшее образование лучше поступать после одного или нескольких лет работы по специальности. Это сделает наше специализированное образование более эффективным. Но радикально уменьшать количество этих программ в вузах я бы не стал хотя бы потому, что наши выпускники, имея после базового образования в большинстве случаев 6 уровень квалификации, будут проигрывать выпускникам зарубежных вузов, которые после магистратуры получат 7 или даже 8 уровень. Об этом тоже не стоит забывать».

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

А.Н. Чумаченко от лица ректоров классических университетов систематизировал в своем выступлении все проблемы, о которых говорили выступающие, и дал ряд конкретных рекомендаций по их решению.