25 октября 2024 г. на философском факультете прошел Всероссийский круглый стол «Этнокультурное измерение дисциплины «Основы российской государственности»: опыт реализации и стратегия совершенствования». Предложенная повестка привлекла внимание не только преподавателей, но и студентов. Опытные и начинающие исследователи с разных уголков России предложили свои пути осмысления данной тематики.
Приветственное слово озвучила заведующий кафедрой философии культуры и культурологии Евгения Викторовна Листвина, отметив важные события, к которым приурочено мероприятие: 115-летний юбилей Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) и День народного единства. «Сегодня мы предлагаем обсудить проблему этнокультурных детерминант в рамках преподавания «Основы российской государственности». Уверена, наши участники примут активное участие в дискуссии», – обратилась к аудитории Евгения Викторовна.
Александр Васильевич Толмачёв, советник декана философско-богословского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, посвятил свое выступление обоснованию ценности русской цивилизации. «Наш человеческий мир не случайный, созданный природой, не искусственный, созданный поступками человека; он – живой и сотворенный Творцом. Поэтому ценность русской цивилизации определяется не деньгами, а временем, энергией людей, в таком мире не нужно будет менять собственную жизнь на цифры и деньги», – заметил исследователь.
Наталия Павловна Лысикова, доцент кафедры философии культуры и культурологии СГУ, поделилась своими исследованиями на тему человека в условиях демифологизации национальной культуры. «Человек должен быть готов к появлению хорошо отреставрированных, узнаваемых и поддерживаемых особенно старшим поколением советских мифов; переоценке не только прежних стереотипов мышления, деятельности, поведения, общения, социокультурных, коммуникативных, образовательных практик, но и сложившихся на протяжении веков национальных традиций; современному прочтению произведений классического искусства», – подчеркнула Наталия Павловна.
Социокультурные аспекты теории конституционного патриотизма проанализировал Андрей Валерьевич Иванов, доцент кафедры теоретической и социальной философии СГУ. Исследователь подчеркнул: «Осуществление в России формулы “единства в многообразии” на основе патриотизма, традиционных ценностей, культурного наследия народов Российской Федерации, сформулированное в новой редакции Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации РФ до 2025 г., невозможно представить без дальнейшего развития конституционного патриотизма с учетом особенностей российской государственности…. В современном многосоставном обществе именно гражданская нация интегрирует этнонациональные, социально-экономические, социокультурные и иные общности, существующие и взаимодействующие в его границах на основе выходящей за их рамки гражданской идентичности».
Екатерина Галимулловна Миляева, старший преподаватель кафедры философии Челябинского государственного университета, рассказала об особенностях преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в вузах на стыке Европы и Азии. «Культура русского народа и её ценности стали основой российской цивилизации. Также важно рассматривать вклад других народов Российской Федерации, объединённых общим культурным кодом, сформировавшимся в ходе многовековой истории страны. Следует постоянно напоминать студентам, что судьбы различных народов тесно переплетаются в рамках многонациональной и поликонфессиональной Евразии и это создает уникальное творческое пространство для развития как каждого из нас, так и всей России как государства-цивилизации», – отметила Екатерина Галимулловна.
Модели политики в сфере наследия и традиции обозначил Максим Александрович Шаткин, доцент кафедры философии и методологии науки СГУ. «Для политики наследия в странах Глобального Севера характерна поддержка нарративов, связывающих население с историей страны. Наблюдается культурализация религии – ее интерпретация в терминах культуры с целью раскрытия символического ресурса. Будучи нематериальным наследием, традиционные религии ревитализируют объекты культурного наследия, нейтрализуют религиозное измерение периферийных традиций, позволяя включить их в структуру национального наследия, и тем самым укрепляют подлинность идентичности», – объяснил Максим Александрович.
Анна Сергеевна Гализдра, доцент кафедры философии культуры и культурологии, совместно с Софьей Алексеевной Александровой, студентом факультета фундаментальной медицины и медицинских технологий СГУ, представили доклад, посвященный анализу восприятия предмета «Основы российской государственности» студентами-первокурсниками ФФМиМТ. «В рамках семинарских занятий студенты отметили гордость от осознания причастности к многонациональной российской цивилизации и собственной этнокультурной идентичности, рост уважения и заинтересованности к культурам других народов, важность понимания этнического, лингвистического, религиозного многообразия Саратовской области и Российской Федерации для формирования таких ценностных констант российской цивилизации, как единство и многообразие, суверенитет, согласие и сотрудничество, созидание и развитие», – заключила Анна Сергеевна.
Андрей Васильевич Сергеев, доцент кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, продолжил рассмотрение специфики преподавания ОРГ в социокультурном контексте. Ученый отметил: «Россия есть нация, устроенная подобно виноградной лозе. Единственно возможной формой жизни человека и общества здесь, на нашей земле, является культура. Государство есть порождение культуры, механизм культуры и форма существования культуры на определенном этапе ее развития».
О методиках гуманитарного образования, направленных на формирование гражданских ценностей студенческой молодёжи, рассказала Екатерина Сергеевна Толок, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины» Балаковского инженерно-технологического института. «Для повышения уровня освоения универсальных, общепрофессиональных компетенций и воспитания активно-креативных качеств обучающихся при изучении социально-гуманитарных дисциплин необходимо практиковать диалоговый формат, моделируемый в рамках таких нетипичных форм занятий, как брифинг-семинар, диспут-коллоквиум, дискурс-беседы и открытые лекции студентов», – поделилась Екатерина Сергеевна.
В результате встречи ученые из Саратова, Балаково, Москвы, Челябинска обсудили вопросы, связанные с формированием гражданской идентичности, созданием моделей, нацеленных на сохранение традиций в современной России, выявления этнокультурных основ русской цивилизации. Как в ходе основных докладов, так и после них все желающие смогли поделиться своими размышлениями на предложенную тему. Исследователи озвучили решения в сфере разработки методологических подходов к преподаванию дисциплины «Основы российской государственности».