Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Зачем нужно классическое университетское образование? С рассуждениями об этом на томском форуме выступил начальник Учебного управления СГУ С.В. Удалов.

В ТГУ проходит III Томский международный форум «Преобразование образования». Ежегодное событие собрало более 800 ректоров, учёных, представителей рынка труда, а также экспертов в области образования.

В этом году мероприятие посвящено обеспечению условий ускоренного выхода молодёжи на рынок труда, что является одной из ключевых задач обновления системы высшего образования. 

Старт форуму дал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Министр отметил беспрецедентный в истории современной России запрос на тесное взаимодействие работодателей с системой высшего образования и обратил внимание представителей университетов на то, что необходимо активно включиться в исследование рынка труда, поиск тенденций и составление прогнозов кадровой потребности параллельно с работодателями, усилить работу на рынке дополнительного образования.

Спикерами форума выступают представители ведущих вузов страны, эксперты из Ассоциации классических университетов России, Корпоративного университета Банка России, ФУМО «Экономика и менеджмент», Национального агентства развития квалификаций, Института образования Университета Цинхуа (Китай) и Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия. Среди выступающих – начальник Учебного управления СГУ имени Н.Г. Чернышевского С.В. Удалов.

С.В. Удалов принял участие в экспертной дискуссии «Фундаментальность высшего образования: новые вызовы и новые возможности». Она была инициирована Ассоциацией классических университетов России (АКУР), Томским государственным университетом, рядом федеральных учебно-методических объединений.

В своём выступлении С.В. Удалов размышляет о роли классических университетов в системе отечественного высшего образования. По его словам, преимуществом классического университета на фоне отраслевых вузов является глубокая фундаментальная, в том числе междисциплинарная исследовательская подготовка студентов. А сохранение фундаментальности как ядра образовательной программы и кода высшего образования в сочетании с практикоориентированностью подготовки является важной задачей, которую следует решать в рамках реализации новой стратегии развития нашей образовательной системы.

С.В. Удалов
Начальник Учебного управления СГУ

Фундаментальность заключается не только в общем системном знании о мире, но и позволяет сформировать практические навыки, актуальные для любого современного работодателя, в том числе системное и критическое мышление, аналитические способности и когнитивную гибкость. Кроме того, фундаментальность в высшем образовании вводит человека в выбранную профессиональную область, позволяет лучше понимать и использовать все сложные межпредметные связи.

Сергей Валерьевич отметил, что в условиях принципа современной логики профессионализации – «обучение через всю жизнь» – сохранение фундаментальности образования становится основополагающим.

Спикер обратил внимание на то, что сегодня нет единого мнения насчёт преимуществ фундаментальной и прикладной подготовки, поэтому необходимо сохранять баланс:

С.В. Удалов
Начальник Учебного управления СГУ

Современные образовательные стандарты ориентированы на профессиональные стандарты, что является верным подходом. Однако существующие профстандарты преимущественно ориентированы на выпускников отраслевых вузов и не всегда учитывают интересы выпускников классических университетов, чьи специальности отличаются универсальным характером и формируют у студентов широту взглядов и аналитических навыков.

По мнению С.В. Удалова, министр науки и высшего образования В.Н. Фальков справедливо поднимает вопрос о пересмотре системы образовательных квалификаций. Необходимость этого шага очевидна: переход на Болонскую систему привёл к утрате изначального смысла образовательной квалификации в высшем образовании. «Для успешного перехода к новой системе высшего образования, – считает Сергей Валерьевич, – необходимо чёткое нормативное определение понятий ''образовательная квалификация", ''профессиональная квалификация'' и ''дополнительная квалификация''».

«Важно, – отмечает С.В. Удалов, – вернуть классическим университетским специальностям прежний статус, не сводить высшее образование исключительно к прикладным видам деятельности. Помнить, что кроме технических вузов и бывших институтов, ставших университетами лишь в последние десятилетия, есть университеты, изначально существовавшие именно как университеты. Важно, чтобы не только высшее образование учитывало требования профстандартов, но и профстандарты отвечали интересам высшего образования».

Посмотреть выступление С.В. Удалова и других экспертов можно в видеозаписи трансляции первого дня форума на странице ТГУ

III Томский международный форум «Преобразование образования» проводится Институтом образования Томского государственного университета при поддержке Минобрнауки России в партнёрстве с ведущими университетами и институтами развития образования. Ключевая тема форума — обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодёжи в практиках университетского образования. Форум проходит с 7 по 9 ноября.