Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
19.11.2024 / 12:22
  • Образование
Текст:  По материалам Педагогического института СГУ
Фото:  Архив участников

С 13 по 15 ноября в Псковском государственном университете состоялся Российско-Белорусский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки». Более 200 участников из университетов России и Республики Беларусь обменялись успешными практиками организации доступного пространства в вузах.

В числе участников форума – представители Министерства науки и высшего образования России и Министерства образования Республики Беларусь, постоянного комитета Союзного государства, научных организаций и промышленных предприятий, а также сотрудники и студенты российских и белорусских вузов.

От Саратовского университета в работе форума принимали участие и.о. директора Педагогического института Т.Г. Фирсова, заместитель директора по организационной работе Педагогического института Е.Н. Горина, доцент кафедры коррекционной педагогики Л.Л. Васильева.

В первый день форума на пленарном заседании были заданы основные исследовательские направления. Директор Института педагогики СПбГУ Е.И. Казакова рассмотрела инклюзивное образование в контексте достижения национальных целей России. Профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ имени А. И. Герцена В.З. Кантор говорил о человеческом факторе институционализации инклюзивного высшего образования.

Исследователи подчеркнули важность перехода от приоритетов технологического решения проблем инклюзивного образования к ценностному, от понятий инклюзивной компетентности узкого специалиста к инклюзивной культуре общества.

В рамках панельной дискуссии «Интеграция научно-образовательной политики в рамках Союзного государства: единые треки изменений» и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова выступила с докладом о подготовке педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Татьяна Геннадьевна апеллировала к успешным практикам Саратовского государственного университета.

Т.Г. Фирсова,
и.о. директора Педагогического института СГУ:

В Саратовском университете вопросы организации инклюзивного образования рассматриваются комплексно: через систему инфраструктурных, институциональных, образовательных и научно-исследовательских решений и мер социальной поддержки.

Эффективно работают Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, Научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, Лаборатория инклюзивного обучения.

Широкий спектр волонтёрских практик позволяет включить в инклюзивное поле не только студентов, но и будущих педагогов-предметников, педагогов дошкольного и начального образования, педагогов-психологов, социальных педагогов и студентов непедагогических профилей. Среди таких успешных треков – движение Абилимпикс, образовательный модуль «Обучение служением», проект «Инклюзивный пикник», «Инклюзивный театр “Есть контакт”», выезды с благотворительными концертами в рамках деятельности фонда «Наследники традиций».

Во второй день форума Т.Г. Фирсова приняла участие в открытом заседании Федерального учебно-методического объединения высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» на тему «Формирование инклюзивных компетенций у педагогов при реализации ФГОС 4-го поколения».

Заместитель директора по организационной работе Педагогического института Е.Н. Горина и доцент кафедры коррекционной педагогики Л.Л. Васильева посетили Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области и приняли участие в дискуссии о взаимодействии университета и образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ. Участники рассмотрели формирование компетенций будущих педагогов в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития.