Студенты 314 группы психолого-педагогического факультета приняли участие в тематической беседе «Умные исследования: проектируем будущее», направленной на обсуждение современных трендов в образовании и их практическом применении в образовательном процессе. Организатором мероприятия выступила куратор студенческой группы доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Ольга Владимировна Бессчетнова.
В последние десятилетия искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, проникая в различные сферы и меняя привычные процессы. Образование, как одна из ключевых областей социальной жизни, не остается в стороне от этих изменений. Использование искусственного интеллекта в образовательной среде открывает новые горизонты как для студентов, так и для преподавателей, способствуя внедрению инновационных методов обучения.
При помощи методики «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно студентам было предложено рассмотреть проблему использования искусственного интеллекта в образовании с разных точек зрения. В начале мероприятия каждая из подгрупп изготовила из бумаги шляпы разных цветов и представила свою аргументацию по каждому направлению.
Говоря о «Белой шляпе» (факты и данные), студенты отметили, что искусственный интеллект используется в системах онлайн-обучения и может помочь в персонализации обучения, адаптируя учебные материалы под нужды конкретного студента.
«Красная шляпа» (эмоции и интуиция) обращает внимание на то, что появление искусственного интеллекта в образовании может выступать как помощником в подготовке рефератов, презентаций, так и противником, учитывая, что успеваемость студентов анализируется алгоритмами.
«Черная шляпа» (негативные стороны) выявляет проблемы с конфиденциальностью и безопасностью, снижение уровня человеческого общения между преподавателем и студентом, недостаток критического мышления и самостоятельного обучения.
«Желтая шляпа» (позитивные стороны) акцентирует внимание на то, что искусственный интеллект может значительно упростить процесс оценки, предоставляя мгновенную обратную связь, автоматизация рутинных задач (например, проверка тестов) позволит преподавателям сосредоточиться на творческих аспектах обучения, современные технологии могут сделать образование более доступным, предоставив качественные ресурсы в удаленных и неблагоприятных условиях.
«Зеленая шляпа» (творчество и новые идеи) связывает искусственный интеллект с генерацией идей, созданием игровых образовательных программ, которые делают процесс обучения более увлекательным и мотивирующим, помогает находить нестандартные решения.
«Синяя шляпа» (управление процессом) нацеливает на необходимость определения основных целей внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс и методы их достижения, установление этических стандартов и принципов, учитывая права и безопасность участников образовательного процесса.
Участники беседы, подводя итоги, отметили, что использование искусственного интеллекта в образовании представляет собой многообещающую перспективу, которая с правильным подходом может не только трансформировать образовательные практики, но и подготовить новое поколение к вызовам будущего.