Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

19 февраля состоялся ХХIV региональный научно-методический семинар преподавателей русского языка и литературы «Обучение русскому языку в условиях модернизации образования», который был подготовлен кафедрой филологических дисциплин БИ СГУ и МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова Саратовской области при содействии методического отдела МКУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования Балашовского муниципального района» и в тесном сотрудничестве с районным методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Этот семинар проводится филологами с 1999 года; все эти годы председателем оргкомитета является доктор филологических наук, заведующая кафедрой филологических дисциплин М. Р. Шумарина, а участниками заседаний – учителя-словесники школ, педагоги организаций СПО, преподаватели и студенты вузов. Обширна и география семинара: в разные годы в нем участвовали не только представители Балашова и Балашовского района, но и Саратова, многих районов Саратовской области, а также соседних областей. В этот раз в семинаре  приняли участие 72 человека: учителя из школ г. Балашова, Саратова, Балашовского, Калининского, Ртищевского районов Саратовской области, преподаватели и студенты БИ СГУ.

В центре внимания участников семинара была проблема «Воспитание гражданственности и патриотизма средствами филологических дисциплин». Участники семинара обсуждали проблемы воспитания у детей и молодёжи патриотизма, гражданственности, развития у них интереса к изучению истории России, вопросы формирования готовности к сохранению исторической памяти о подвигах защитников Отечества.

Семинар начался с исполнения Гимна России. Затем хор мальчиков гимназии исполнил песню «Русский парень», задав соответствующий эмоциональный настрой участникам мероприятия.

Открывая пленарное заседание, директор МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова А. С. Дьячин отметил актуальность тематики семинара и роль филологического образования в воспитании гражданина России.

Декан филологического факультета доцент С. И. Шумарин напомнил собравшимся основные вехи истории семинара, который состоялся уже в 24-й раз.

Зам. директора БИ СГУ по УНР доцент И. Г. Андреева в своём приветственном слове отметила роль семинара в укреплении сотрудничества вуза с организациями общего образования, в совершенствовании подготовки учителей-филологов в БИ СГУ.

На пленарном заседании были прочитаны следующие доклады «Воспитание гармонично развитой личности в условиях реализации Стратегии развития образования до 2036 и с перспективным горизонтом до 2040 года» (Е. Н. Прохвостова, начальник методического отдела МКУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования БМР»); «Проблема формирования ценностно-смысловых ориентиров у современной молодёжи» (С. В. Ковязина, зам. директора по УВР гимназии №1 г. Балашова); «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников в рамках реализации цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». (М. В. Дмитриева, учитель МОУ Лицей г. Балашова, доцент кафедры филологических дисциплин БИ СГУ, руководитель районного РМО учителей русского языка и литературы); «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений. Формирование патриотизма, духовного роста учащихся на уроках литературы» (Л. Г. Рахманова, учитель МОУ «СОШ № 2 города Ртищево»).

Далее в рамках семинара состоялось мероприятие просветительского характера: доцент кафедры филологических дисциплин БИ СГУ Е. А. Ясакова прочитала лекцию для учителей-словесников «Образовательно-воспитательный потенциал новейшей отечественной литературы».

Затем работа продолжалась в секциях, где вниманию собравшихся были предложены открытые занятия, мастер-классы и доклады по проблематике семинара. Всего состоялось три открытых занятия. Учитель МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова Саратовской области Е. В. Садкова провела в 5 классе урок внеклассного чтения «Четвероногий боец» по рассказу А. Ф. Полякова «Трофей».

Открытое внеурочное мероприятие «Фронтовые письма» показала учитель гимназии № 1 И. А. Шадурдыева и учащиеся 11 класса.

Открытый урок по литературе «Поэзия времени Z» провела в 11 классе доцент кафедры филологических дисциплин БИ СГУ Е. А. Ясакова.

Не оставили присутствующих равнодушными мастер-классы, в которых учителя поделились своими методическими находками. Так, педагоги МОУ «СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области» Г. Н. Скрынникова и М. А. Иванькова рассказали о деятельности школьного музея, который имеет многолетнюю историю и играет важную роль в воспитании школьников, а также представили мастер-класс на тему «Мини-экскурсия "Музей в чемодане" («Лексика. Повторение и обобщение», 5–7 классы)». Учитель МОУ «СОШ с. Родничок имени В. П. Сергеева Балашовского района Саратовской области» О. А. Пустарнакова продемонстрировала использование приема «Кроссенс» на уроках литературы, а учитель школы № 7 г. Балашова Т. В. Шевцова поделилась опытом отбора дидактического материала, обладающего воспитательным потенциалом. О. В. Зименкова, учитель СОШ  №1 имени Героя Советского Союза П. И.  Чиркина г. Калининска, представила мастер-класс «Имя, зовущее к борьбе (Мое осмысление романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь")». А темой «Образ русского офицера в художественных произведениях, посвящённых Отечественной войне 1812 года» заинтересовала слушателей О. А. Щелокова, учитель гимназии № 1.

На заседаниях секций прозвучали также доклады педагогов городских и сельских школ (с подробной программой и отчетом о работе семинара можно познакомиться на сайте вуза – URL:  https://www.sgu.ru/node/240337).

На заключительном пленарном заседании руководители секций (Е. И. Алиференко, доцент кафедры филологических дисциплин БИ СГУ, М. В. Дмитриева, руководитель РМО учителей русского языка и литературы, и О. В. Бордакова, учитель русского языка и литературы с. Котоврас) дали анализ работы секций. Организаторы семинара предложили для обмена впечатлениями форму устного журнала, в ходе которого участники не только делились своими мнениями об увиденном, но и оставляли письменные отзывы, которые оформлялись в виде страниц журнала.

В ходе заседания были высказаны предложения о практическом использовании методических наработок участников семинара. В частности, доценту Е. А. Ясаковой было предложено прочитать лекции о новейшей литературе и её изучении в школе для учителей Балашова.

Яркой эмоциональной точкой семинара стала литературно-музыкальная композиция «Мы – эхо…», представленная молодыми педагогами гимназии.