Ассия Джебар, урождённая Фатима-Зохра Ималайен (Fatima-Zohra Imalayène) – алжирская писательница, общественный деятель, член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии (1999), член Французской академии (2005).
Появилась на свет 30 июня 1936 года в Шершеле, прибрежном городке недалеко от столицы Алжира. По инициативе своей религиозной матери посещала школу Корана – и была единственной девочкой в классе из 40 учеников. Отец семейства преподавал французский язык в начальной школе, и Фатима-Зохра могла воспользоваться необычайной привилегией, посещая и это учебное заведение наравне с мальчиками.
После начальной школы Шершеля девушка отправилась в школу-интернат в колониальном Алжире, где на 500 девочек приходилось лишь три алжирки. Обучение в интернате велось по французской системе, что повлияло на её ценности. Несмотря на это, будущая писательница сохранила сильное чувство причастности к местным традициям.
Позже поступила на двухгодичную программу в Лицей Фенелона в Париже (Lycée Fénelon), первое во Франции учебное заведение, предоставляющее высшее образование женщинам, а затем – в Высшую нормальную школу (École Normale Supérieure in Paris). Фатима-Зохра была первой алжиркой, не только среди женщин, но и среди мужчин, принятой на обучение в парижский вуз, а на своём курсе она была единственной мусульманкой.
По окончании Высшей школы, в возрасте 20 лет, Фатима-Зохра написала свой первый роман «Жажда» (La Soif, 1957). Опасаясь критики отца, она выпустила работу под парадоксальным псевдонимом – Ассия («утешающая») Джебар («непреклонность»), который впоследствии закрепился за ней как в творческой, так и в академической карьере (цит. по: Голуб, Е. Ассия Джебар: о чем нельзя говорить, о том не следует молчать / Е. Голуб. – Текст : электронный // Тезис : интернет-журнал. – 2020-2025. – Дата публикации: 22 сентября 2022 г. – URL: https://thesismedia.ru/rubrics/culture-code/assia-djebar/ (дата обращения : 17.01.2025)).
«Роман «Жажда» нередко сравнивается критикой с романом Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть», которому он близок и по форме, и по содержанию, – пишет С. В. Прожогина, российский литературовед, африканист. – Но сравнение это снижает значение «Жажды». Произведение, персонажи которого страдали от любви и блуждали в сентиментальном тумане, в то время как в Алжире шла национально-освободительная борьба, имеет своё оправдание, ибо известная «легализация» женского существования, хотя бы на страницах литературы, снятие покровов с женской души и густой чадры с лица было тоже своего рода революцией, свидетельством процесса эмансипации женщины».
В следующих романах Ассия Джебар показывает пробуждение политического сознания молодых алжирок, их бунт против косных традиций и отживающей морали патриархальной семьи. Сама же писательница активно вовлекается в процесс социально-исторических изменений, происходящих в её стране. Заметно меняется и жанр её романа: из типично камерного «любовного» он перерастает в роман социальный.
В масштабном эпическом романе «Любовь и фантазия» (1985, включён в список 12 лучших африканских книг XX века)) Ассия Джебар соединяет два параллельных временных плана: историческую хронику завоевания французами Алжира во второй четверти XIX века и личную биографию героини, живущей во время Алжирской войны 1950-х годов. Жуткие, кошмарные, ужасные сцены первой войны, сопровождавшейся истреблением целых племён, убийств матерями грудных младенцев, накладываются на не менее жестокие сцены войны второй, «отвоевания» алжирцами своей земли. Наряду с голосом главной героини романа, сомневающейся в своей идентичности и ощущающей чуждость соплеменницам, в книге звучат голоса многих алжирских женщин, «хор бессловесных рабынь, прорвавший плотный мрак молчания». Совмещая временные и пространственные планы, Джебар приходит к выводу, что Алжир заплатил страшную цену за наступление Нового времени, сопровождавшегося и новым пониманием свободы, пробуждением самосознания нации и стремления покончить с любым рабством − как внешним, так и внутренним гнётом традиций.
Кинематографическое наследие Джебар состоит всего из двух фильмов: «Нуба женщин с горы Ченуа» и «Зерда или песни забвения». Именно кино открывает перед Джебар горизонт новых выразительных средств, помогающих схватить то, о чём говорить невозможно: алжирскую войну, колониальное вмешательство, опыт женщины в патриархальном мусульманском обществе (подробнее см.: Голуб, Е. Ассия Джебар: о чём нельзя говорить, о том не следует молчать / Е. Голуб. – Текст : электронный // Тезис : интернет-журнал. – 2020-2025. – Дата публикации: 22 сентября 2022 г. – URL: https://thesismedia.ru/rubrics/culture-code/assia-djebar/ (дата обращения : 17.01.2025)).
В фонде ЗНБ СГУ имеются издания романов Ассии Джебар «Жажда», «Нетерпеливые», «Любовь и фантазия», «Светит им наступающий день» (в оригинале – «Дети нового мира»).