Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

20 марта состоялось пленарное заседание ХII Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». Вузом-организатором выступил Московский городской педагогический университет.

Среди основных направлений работы конференции выделены модернизация содержания и инновационные методы в деятельности преподавателя социально-гуманитарных и филологических дисциплин; музейная педагогика в социально-гуманитарном образовании.

Татьяна Геннадьевна Фирсова поделилась эффективными методиками «расшколивания» литературного образования, которые соотносятся с феноменом событийной педагогики, направленной на конструирование такого образовательно-воспитательного пространства, где ребенок и взрослый активно взаимодействуют как равноправные субъекты, имеющие общие жизненные и культурные ценности, желание не учить друг друга, а учиться друг у друга.

Выступление выстраивалось как диалог современной методики приобщения к литературе как к искусству и статьи К. И. Чуковского «Литература в школе» (1936).

Как сделать уроки литературного чтения интересными для современных школьников-читателей?! 

  • Во-первых, в герменевтическом треугольнике, который можно считать основой урока изучения литературы, в вершинах основания лежат точки «читатель» и «автор», именно они должны вступать в диалог. Встреча с поэтом, писателем, текстом должна стать для ребенка со-бытием, а основным результатом — со-переживание, со-творчество, созерцание, обогащение внутреннего мира, формирование и развитие оперативных и терминальных ценностей личности, развитие эмпатии. 

  • Во-вторых, на уроках литературного чтения важно сохранить тот позитивный опыт приобщения к литературе как к искусству, который получил ребенок на этапе дошкольного воспитания и развития. Речь об использовании игровых парадигм при моделировании урока, про сохранение таких видов чтения, как чтение-рассматривание и чтение-слушание, про организацию возможности выстраивать читательскую деятельности на основе операций с книгой как самостоятельным арт-объектом, использовании технологий STORYSACK в рамках урочной и внеурочной деятельности.

  • В-третьих, содержание и структура урока литературного чтения должны соответствовать художественной природе текста и специфике литературы как особого вида искусства. Это урок художественно-эстетического цикла и он не может быть соотнесен с типологией и структурой уроков, в основе которых лежат точные науки. Итогом урока становится личностная читательская интерпретация произведения: словесная, графическая, музыкальная, театральная и т.д. 

  • В-четвертых, урок должен заканчиваться не получением ответов на все вопросы, а вопросом, проблемной ситуацией, которая замотивирует ребенка выйти за рамки изучаемого текста: посмотреть на текст под другим углом, прочитать другие произведения данного автора или произведения других авторов, тематика которых созвучна изучаемому тексту, обратиться к народной культуре, зарубежной литературе, ресурсам других видов искусства и т.д. 

  • Воспитание «талантливого читателя» не может быть и не должно быть только в рамках урока. Урок должен стать импульсом, чтобы вывести детей в социокультурное пространство города: музеи, театры, учреждения культуры и дополнительного образования, выставочные центры, библиотеки, парки, улицы и скверы. Расшколивание пространства литературного образования требует внедрения таких форм совместной деятельности, как квест (моделирование, проведение, участие), литературные экскурсии (пешие и виртуальные), моделирование литературной карты местности, «фотоохота» (например, сфотографировать знаки книжной культуры на улицах города или героев древнегреческой мифологии в архитектурном и скульптурном пространстве города) с последующим составлением коллажа, устного журнала, путеводителя и т.д.

Т.Г. Фирсова
директор Педагогического института СГУ

Свобода мыслить, свобода в выборе произведения для чтения, свобода в выражении своих читательских переживаний — всё это дисциплинирует читателя. По-новому в этом аспекте может прозвучать одна их традиционных школьных практик — ведение читательского дневника. Важно, чтобы заполнение дневника выполняло не столько контролирующую функцию, сколько способствовало развитию литературно-творческих способностей учеников, расширяло границы их «территории чтения». Большим потенциалом в плане воспитания талантливого читателя обладают Интернет и социальные сети. Функциональность, мобильность, возможность вступить в коммуникацию с разными категориями читателей, рецензии на книгу от сверстников или кумира, обзор книжных новинок, неформальность общения, игровая составляющая, нелинейность текста, возможность дополнять словесную информацию графической, музыкальной и т.д. — все это привлекает читателя-школьника.

Особый интерес вызвали проекты студентов СГУ: сообщество читателей на платформе в ВК «Дочитай-ка» и опыт ведения читательского блога от имени Дениски Кораблева — героя В. Ю. Драгунского.