Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
21.03.2025 / 13:15
  • Образование
Текст:  Евгения Выжелевская
Фото:  Виктория Викторова

20 марта состоялось традиционное занятие Виртуального педагогического класса СГУ.

Встречу открыла завуч Педкласса СГУ О.В. Прозорова. Ольга Валериевна прокомментировала присланные домашние работы и напомнила про апрельскую областную педагогическую олимпиаду «Шаг в профессию учителя». Победители и призёры получат дополнительные баллы при поступлении на педагогические направления подготовки СГУ.

Гостем встречи стала заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова. Вместе с ребятами Екатерина Александровна обсудила деятельность учителя, который работает «не так»: то есть применяет творческий и индивидуальный подход к обучению учеников.

В первой части занятия на примерах школьники узнали эффективные способы и практические советы, как учителю повысить мотивацию и интерес к учёбе у учеников. Педагог может использовать неожиданный педагогический приём, дать необычное задание – в моменте перестроить ход событий на уроке, чтобы заинтересовать подопечных.

Е.А. Александрова привела следующие приёмы известных школ и деятелей образования:

  • Модель студийного типа в Древней Греции – применялись приёмы сократического диалога, передвижения по пространству школы, планирования индивидуального маршрута выполнения заданий;

  • Приёмы М.В. Ломоносова – награждение лучших учеников на общем собрании;

  • Приёмы И.И. Бецкого – индивидуальный темп учебной деятельности, выбор каждым воспитанником собственной формы обучения, изучение дисциплин по выбору;

  • «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского и «Школа-парк» М.А. Балабана – выбор учениками места занятия и кружков, голосование учениками за выбор педагога; 

  • «Модель ситуационного реагирования» или «Реджио-педагогика» – любая жизненная ситуация ученика становится образовательной, интерес ребёнка превращается из объекта внимания в исследовательский проект.

После рассмотрения примеров ребята активно обсуждали запомнившиеся полезные приёмы – как в очном режиме, так и в онлайн-формате. 

Е.А. Александрова,
заведующая кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования:

Умение моментально перестроить свой урок таким образом, чтобы не идти по запланированному плану, а иметь в голове колоссальное количество вариантов урока и выбрать наиболее подходящий на данный момент – это и есть навык учителя, который работает "не так". Педагог должен быть до такой степени эрудированным, чтобы он мог из бесконечного количества знаний в голове в нужное время предложить именно то, что сейчас необходимо его классу.

Вторая часть занятия была посвящена заданию, связанному с «культурной практикой». Ученикам Педкласса к следующей встрече предложили подготовить проекты со свободным выбором темы. Задача – повысить интерес к учёбе в своих школах, например, создать фотозону, придумать план «квестового похода», сверстать расписание уроков в виде афиши и так далее.

В завершение встречи Е.А. Александрова пригласила учеников Педкласса посетить свою лекцию-рефлексию «Как понять своих родителей», которая пройдёт 22 марта в XII корпусе в рамках школы абитуриента-педагога СГУ «Интенсив_ПРО». С полным расписанием научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» можно познакомиться по ссылке.

Ольга Валериевна напомнила, что выпускной Педкласса ориентировочно пройдёт 17 мая. В завершение встречи все сделали традиционное общее фото.

Следующее занятие Педагогического класса СГУ состоится 3 апреля.