Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

20 марта состоялось пленарное заседание ХII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». Организатором выступил Московский городской педагогический университет. В заседании принимала участие директор Педагогического института Т.Г. Фирсова.

Среди основных направлений работы конференции – модернизация содержания и инновационные методы в деятельности преподавателя социально-гуманитарных и филологических дисциплин; музейная педагогика в социально-гуманитарном образовании.

Т.Г. Фирсова  поделилась эффективными методиками «расшколивания» литературного образования, которые соотносятся с феноменом событийной педагогики, направленной на конструирование такого образовательно-воспитательного пространства, где ребёнок и взрослый активно взаимодействуют как равноправные субъекты, имеющие общие жизненные и культурные ценности, желание не учить друг друга, а учиться друг у друга.

Выступление выстраивалось как диалог современной методики приобщения к литературе как к искусству на материале статьи К. И. Чуковского «Литература в школе» (1936).

Были представлены основополагающие механизмы мотивации школьников к чтению:

  • Встреча с поэтом, писателем, текстом должна стать для ребёнка событием, а основным результатом – сопереживание, сотворчество, созерцание, обогащение внутреннего мира, формирование и развитие оперативных и терминальных ценностей личности;

  • На уроках литературного чтения важно сохранить тот позитивный опыт приобщения к литературе как к искусству, который получил ребёнок на этапе дошкольного воспитания и развития; 

  • Содержание и структура урока литературного чтения должны соответствовать художественной природе текста и специфике литературы как особого вида искусства;

  • Воспитание «талантливого читателя» не может быть и не должно быть только в рамках урока. Урок должен стать импульсом, чтобы вывести детей в социокультурное пространство города: музеи, театры, учреждения культуры и дополнительного образования, выставочные центры, библиотеки. 

Т.Г. Фирсова,
директор Педагогического института СГУ

Свобода мыслить, свобода в выборе произведения для чтения, свобода в выражении своих читательских переживаний – всё это дисциплинирует читателя. По-новому в этом аспекте может прозвучать одна из традиционных школьных практик – ведение читательского дневника. Большим потенциалом в плане воспитания талантливого читателя обладают Интернет и социальные сети. Функциональность, мобильность, возможность вступить в коммуникацию с разными категориями читателей, рецензии на книгу от сверстников или кумира, обзор книжных новинок, неформальность общения – всё это привлекает школьника.

По словам Т.Г. Фирсовой, особый интерес участников конференции вызвали проекты студентов СГУ: сообщество читателей на платформе в ВК «Дочитай-ка» и опыт ведения читательского блога от имени Дениски Кораблёва – героя В. Ю. Драгунского.