Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

25 марта около 150 учителей физики получили на мастер-классах университетских преподавателей практические знания.

Предлагаем фоторепортаж из VIII корпуса, в котором расположены самые современные лаборатории и учебные классы Института физики СГУ. 

Д.А. Колосов, доцент кафедры радиотехники и электродинамики, показал, как с помощью многопроцессорной платформы Kvazar можно справиться с новыми типами заданий для школьников.
Учителя физики попробовали возможности платформы Kvazar: образовывали молекулярные цепочки, наблюдали за движением частиц и перемещали атомы. Помогал им освоить платформу доцент кафедры радиотехники и электродинамики СГУ П.В. Барков.
Доцент кафедры олимпиадной и проектной подготовки по физике СГУ Ф.А. Белов показал, как на примере игрушки-пружинки школьники могут изучать сопротивление и принцип соединения.
А.В. Савин, заведующий кафедрой олимпиадной и проектной подготовки по физике на базе МОУ «Лицей прикладных наук имени Д.И. Трубецкова», представил необычные физические задачи для школьников. Эти примеры учителя физики смогут использовать в рамках факультатива.
Участники узнали, как с помощью ИИ «DeepSeek» можно облегчить оформление годового отчёта в таблицу. Заведующий кафедрой динамического моделирования СГУ А.С. Караваев раскрыл принцип работы искусственного интеллекта.
Демонстрация физических оптических методов в медицине: доцент кафедры оптики и биофотоники П.А. Тимошина с помощью оборудования показала на экране, как движутся эритроциты по сосудам.
От заведующего кафедрой физики твёрдого тела А.В. Скрипаля учителя физики узнали о принципе работы современных зондовых микроскопов.
В Лаборатории биомедицинской фотоакустики участники узнали о подходах к ранней диагностике и лечению онкологических заболеваний с помощью метода фотоакустической проточной цитометрии.
В студенческом конструкторском бюро «Рубеж-СГУ» учителям показали платы, которые используются в обучении программистов.
Участники увидели лазер, который с помощью своего отражения от объекта измеряет размеры транзистора. В Лаборатории «Метаматериалы» они узнали о применении магнетита в доставке лекарств в клетки.
Учителя физики познакомились с экспонатами Музея физических приборов и лекционных демонстраций. Коллекция делится на 4 раздела физики: механика; молекулярная физика; электричество и магнетизм; оптика и ждет школьников на экскурсии.
В Лаборатории «Дистанционно управляемые системы для тераностики» учёные показали оборудование, которое помогает разработать замену химиотерапии.
В той же Лаборатории разрабатываются микроскопические контейнеры, в которые помещают лекарство, чтобы доставить вещество в нужное место в организме. Учителям объяснили и показали, как это происходит.

На пленарном заседании для учителей физики педагогам рассказали про междисциплинарные связи, изменения в ЕГЭ по физике и самых частых ошибках школьников.

Директор Института физики СГУ С.Б. Вениг выступил перед учителями с рассказом о материаловедении. Сергей Борисович уверен, что предмет надо обязательно преподавать в школе. В основе почти всех нынешних достижений лежат материалы: от авиационных двигателей до медицины.

На лекции «От школьной физики к биофотонике» профессор кафедры оптики и биофотоники Э.А. Генина рассказала о некоторых физических процессах, изучаемых в школе, активно применяющихся сегодня во многих областях высокотехнологичной медицины. Например, с помощью оптической биопсии можно создать 3D изображение кожи и изучить внутреннее строение тканей, не нарушая их целостности. Элина Алексеевна показала, как важно современному педагогу применять знания из смежных областей своего профиля.

Участники мероприятия узнали об изменениях в КИМ ЕГЭ от председателя предметной комиссии физике по проверке второй экзаменационной части А.В. Савина. Он отметил, что кардинальных изменений в этом году нет, однако есть новые типы задач. Например, в 21-м номере обещают новые форматы для задач на тему движения тел по окружности и скольжения по наклонной плоскости. Алексей Владимирович предупредил учителей физики о самых популярных ошибках у старшеклассников: школьники часто путают третий и второй закон Ньютона и в задании с чертежом рисунка рисуют силу в воздухе, не  прикладывая её к нужному телу.

Завершением Дня учителя физики в СГУ стали экскурсии по лабораториям Саратовского университета.

Учителей физики познакомили с современным оборудованием лабораторий. На исследовательских площадках ждут на занятия школьных педагогов и их подопечных.