Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра технологического образования
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Доцент Саяпин Николай Васильевич
Доцент
Саяпин
Николай
Васильевич

Направления деятельности

Учебная работа

Преподаватели кафедры технологического образования проводят занятия со студентами направления «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», а также со студентами направления «Специальное (дефектологическое) образование».

На кафедре действует бакалавриат по профилям «Технология», «Безопасность жизнедеятельности», а также магистратура по профилю «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки».

Успешно освоивший программу выпускник-бакалавр готов к:

  • проведению педагогической диагностики учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения;
  • разработке и реализации базовых и элективных курсов по технологии (швейное дело, кулинария, токарное, столярное, слесарное дело и т.д.);
  • проведению практических занятий со школьниками в области декоративно-прикладного творчества;
  • ведению классной документации (классный журнал, папка классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники);
  • использованию в процессе обучения ручных инструментов, станков и технологического оборудования (токарные станки, швейные машины и т.д.);
  • разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • участию в работе педсовета образовательного учреждения, совещаниях при директоре, методических собраниях и т.д.

Успешно освоивший программу выпускник-магистр готов к:

  • решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании;
  • анализу тенденций современной науки, способен определять перспективные направления научных исследований;
  • использованию экспериментальных и теоретических методов исследования в профессиональной деятельности;
  • адаптации современных достижений науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
  • внедрению инновационных приемов в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
  • внедрению современных информационных технологий в образовательную деятельность;
  • оказанию научно-методической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в сферах культуры и быта;
  • разработке перспективных линий профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании.

Выпускники программ подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

  • педагогической деятельности;
  • научно-исследовательской деятельности;
  • методической деятельности;
  • управленческой деятельности;
  • проектной деятельности;
  • культурно-просветительской деятельности.

Связь с учреждениями образования

Кафедра технологического образования плодотворно сотрудничает с Министерством образования Саратовской области, с региональными профильными образовательными учреждениями, такими как МОУ СОШ №11 и МОУ СОШ №67, ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж", Профессионально-педагогическим колледжем Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. и ГАПОУ СО "Энгельский колледж профессиональных технологий".

Учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры

Преподаватели кафедры уделяют серьезное внимание учебно-методической  и научно-исследовательской работе. Они регулярно публикуют свои научные исследования в журналах ВАК, РИНЦ. Участвуют во всероссийских и международных научно-практических конференциях. Сотрудники кафедры ежегодно обновляют учебно-методические пособия по преподаваемым дисциплинам и публикуют монографии. 

Приоритетным направлением научной деятельности кафедры является профессионально-личностное становление учителя технологии и безопасности жизнедеятельности. В рамках данного направления исследуются феномен профессиональной компетенции педагогов, психологическая адаптация студентов  к процессу обучения в ВУЗе, здоровьесберегающие технологии, а так же инновационные процессы в технологическом образовании.

История

Специальность 030600 – «Технология и предпринимательство» была открыта в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в 2001 г. на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии, деканом которого являлся доцент Н.А. Удовиченко. Благодаря его инициативе научному и организаторскому таланту впервые в городе Саратове было открыто направление по специальности технология и предпринимательство.

По решению Ученого Совета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского 01.02.2004 года была организована выпускающая кафедра технологического образования и менеджмента по специальности «Технология и предпринимательство». У истоков кафедры стояли декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии кандидат медицинских наук, доцент Удовиченко Н.А., доценты Саяпин В.Н., Рыжов В.Н., Зайцев В.А., ассистенты Пичугина Г.Е., Осипова М.Н., Волкова Г.А.

В 2010 году произошла реорганизация кафедры. В процессе объединения двух кафедр факультета коррекционной педагогики и специальной психологии образовалась кафедра технологического образования.

Василий Николаевич Саяпин
Первый заведующий кафедры технологического образования, кандидат педагогических наук, профессор Василий Николаевич Саяпин

Сегодня кафедра реализует обучающую программу бакалавриата по профилю "Технология" и магистратуры по профилю "Технологическое образование в системе профессиональной подготовки".

Реализация технологического образования в современных условиях
Учебно-методическое мероприятие «Реализация технологического образования в современных условиях» в рамках 110-летия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и 100-летия педагогического образования в Саратовской области: профессор О.А. Рагимова, профессор В.Н. Саяпин, декан факультета ППиСО Р.М. Шамионов
Реализация технологического образования в современных условиях
Учебно-методическое мероприятие «Реализация технологического образования в современных условиях» в рамках 110-летия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и 100-летия педагогического образования в Саратовской области.

Аудиторный фонд

В рамках дисциплин: «Методика преподавания алгоритмизации и программирования на уроках технологии» и  «Преподавание робототехники в образовательной организации» используются такие наборы как: наборы для моделирование Ардуино 2WD Car Robot Lafvin, наборы для моделирование Ардуино (Arduino Mega 2560)

Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)

В рамках дисциплин: «Деревообработка» и «Основы материаловедения» используются приборы для выжигания по дереву, стамески, ножовки, штангенциркули и другое. В рамках дисциплины «Технология обработки текстильных материалов» используется промышленная швейная машинка

В 108 аудитории 16 корпуса проходят дисциплины: «Декоративно-прикладное творчество», «Методика обучения в предметной области технология», «Художественно-эстетическое воспитание в технологическом образовании», «Техническая эстетика», «Технология обработки текстильных материалов», «Художественная обработка материалов и рукоделие».

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Сотрудники и преподаватели кафедры принимают участие в научно-исследовательской работе в рамках утвержденной инициативной темы НИР «Профессионально-личностное становление учителя технологии и безопасности жизнедеятельности». Реализация темы НИР предполагает взаимодействие преподавателей кафедры с современными образовательными учреждениями, которое направлено на усиление прикладного и методического обеспечения технологического образования и основ безопасности жизнедеятельности как студентов, так и школьников и представлено в публикациях различного уровня.

Публикации

Монографии:

Рагимова О.А. Здоровье человека: современные научные концепции/ Здоровье человека: современные научные концепции.- Саратов: ИЦ «Наука», 2019.-130с. Рекомендовано Ученым советом факультета псхолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» ISBN 978-5-9999-3136-8

Рагимова О.А. Ноосферное образование в Евразийском пространстве / Воспитания и просвещения / Коллективная научная монография Рагимова О.А., В.Н. Бобков, А.В.Воронцов, А.А.Гапонов и др.– Санкт-Петербург: ЦНИТ «Астерион», 2019.- 314-321с. ISBN 975-5-00045-794-8

Усова Н.В. Зависть: структура, детерминанты и механизмы регуляции /Коллективная монография Бескова Т.В., Шамионов Р.М., Усова Н.В., Вертягина Е.А., Летягина С.К./ Саратов: ИЦ «Наука», 2019.-331с. ISBN 978-5-9999-3282-2

Рагимова О.А., Медико-социальные аспекты образовательных трендов в современной России // Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования в России XXI веке : коллективная научная монография / X том серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» по материалам Х Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (17–18 декабря 2020 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ) : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова. – СПб. : Астерион, 2020 – Кн. 1, 369-376, ISBN 978-5-00045-955-3

О.А. Рагимова Здоровьцентрическая парадигма сохранения здоровья населения РФ в 21 веке. // Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного прорыва России : коллективная научная монография [по материалам ХI Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (21 декабря 2021 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ)] : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова. – СПб. : Астерион, 2021. – Кн. 2 – 318 с.// С. 40-46.

Учебники и учебные пособия:

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С., Основы метрологии/ Метрология и технические измерения.- Москва: ИЦ «Перо», 2019.-96с. ISBN 978-5-00150-696-6

Трифонова М.А., Технологическое образование.- Москва: ИЦ «Перо», 2019.-108с. ISBN 978-5-00150-743-7

Рагимова О.А., Мозелов А.П., Е.М.Лысенко и др.  Философия Древнего Мира, /Хрестоматия, книга 2 –Санкт-Петербург Типография БГТУ, 2019.-135с. ISBN 978-5-85546-989-9 ISBN 978-5-907054-92-9

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С., Основы стандартизации/ Стандартизация и сертификация.- Москва: ИЦ «Перо»,2020. - 111с. ISBN 978-5-00171-463-7

Усова Н.В. Качественные и количественные методы психологических исследований. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 77 с. ISBN 978-5-00171-434-7

Усова Н.В. Психология дискриминации. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 105 с. ISBN 978-5-00171-435-4

Рагимова О.А. Хрестоматия по педагогика Древнего мира /под ред. А.П. Мозелова Авторский состав: А.В. Вересова, Е.М. Лысенко, А.П. Мозелов, О.А. Рагимова. – СПб.: БГТУ, 2020. – 128 с. ISBN 978-5-907324-22-0

Рагимова О.А. История становления психологической науки // Е.М. Лысенко,  О.А. Рагимова. – СПб.: БГТУ, 2020. – 98 с. ISBN 978-5-907324-23-7

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Педагогические технологии обучения и воспитания в предметной области «Технология». – М. : Издательство "Перо", 2021 – 88 с. ISBN 978-5-00189-618-0

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Введение в учебный процесс предметной области «Технология». – М. : Издательство "Перо", 2021 – 78 с. ISBN 978-5-00189-619-7

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методика обучения предметной области «ОБЖ». Издательство Перо, 2021 — 75 с. ISBN 978-5-00189-734-7

Саяпин В.Н., Спиридонова Е.А., Мирошниченко Т.С. Организация и методические указания по проведению учебной, производственных и научно-исследовательской практик студентов профиля «Технология» и «Безопасность жизнедеятельности». — М. Издательство Перо, 2021 — 92 с. ISBN 978-5-00204-679-9

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методические рекомендации по государственной итоговой аттестации будущих учителей безопасности жизнедеятельности. — М. Издательство Перо, 2022 — 104 с. ISBN 978-5-00204-714-7

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методические рекомендации для аттестации студентов обучающихся по направлению педагогическое образование, профилю подготовки «Технология». — М. Издательство Перо, 2022 — 80 с. ISBN 978-5-00204-830-4

Саяпин Н.В. Возможности цифровых инструментов при подготовке будущего учителя. – М. Издательство Перо, 2022. — 52 с. ISBN 978-5-00204-542-6

Спиридонова Е.А. Охрана труда и техника безопасности на производстве и в школе— М.: Издательство Перо, 2022 — 94 с. ISBN 978-5-00204-741-3

Статьи ВАК:

Мирошниченко Т.С., Саяпин В.Н. Профессиональное воспитание будущих учителей технологии как актуальная проблема в период их подготовки / Т. С. Мирошниченко, В. Н. Саяпин// Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т 11. — №4.

Сяпин В.Н., Рагимова О.А. Представление современного студенчества о здоровье человека / Рагимова О.А., Саяпин В.Н., Архипова Л.Ю. // Общество.Среда. Развитие. 2023. №2(67). С. 65-68

Саяпин В.Н. Роль образовательной среды в технологическом становлении будущего специалиста / Саяпин В.Н. // В книге: МИССИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОРЫВЕ РОССИИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ В XXI ВЕКЕ по материалам XII международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве». Сер. «Ноосферное образование в евразийском пространстве» Санкт-Петербург, 2023. С. 340-351.

Статьи РИНЦ:

Саяпин Н.В. Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды (итоги международного форума) / Саяпин Н.В., Морозова Е.Е., Зиновьева М.П., / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 2 (38). С. 176-184.

Саяпин Н.В. Активизация познавательной деятельности будущих учителей при помощи цифровых инструментов Саяпин Н.В. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С. 212-216.

Саяпин Н.В. Профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии как актуальная проблема в процессе их подготовки. Саяпин Н.В. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 3 (43). С. 271-276.

Проекты

Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»
Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»
Выставка функционирует в коридоре 3 этажа XII корпуса
Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»