Skip to main content Skip to search

Хмелькова
Ольга
Владимировна

Доцент
Образование: 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2018 г., 37.06.01 Психологические науки, квалификация "Исследователь.Преподаватель-исследователь"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2014 г., 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, квалификация "Социальная психология образования"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2010 г., Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью Логопедия, квалификация "Учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед"
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук, Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде, 2021 г.
Общий стаж: 
17 лет
Стаж по специальности: 
5 лет
Работа в университете: 
Ассистент, кафедра коррекционной педагогики, с 2020 по н.в.
Старший преподаватель, кафедра коррекционной педагогики, с 2020 по н.в.
Преподаваемые дисциплины: 
ПСихолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ
Дискалькулия
Коррекция дискалькулии
Сурдопсихология
Психология лиц с нарушениями слуха
Основные научные публикации: 

Scopus

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290-301

зарубежных

Хмелькова О.В. Взаимосвязь стратегий адаптивного поведения и социально-психологических характеристик студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Н. В. Крюковская (отв. ред.), Н. И. Акопян, Т. В. Сидорко, О. В. Фомина. Гродно : ГрГУ, 2020. С. 156-162. 180 с.

рекомендованных ВАК 

Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б. Соотношение показателей личностного самоопределения и адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 201. С. 211-221.

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Особенности адаптационной готовности студентов с ОВЗ на 4 курсе обучения в образовательной организации высшего образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 464-467.

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 84-88. 

Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б.Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности / Ю. В. Селиванова, М. Д. Коновалова, А. А. Шаров, О. В. Хмелькова, Е. Б. Щетинина // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №2. https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2020/5/psychology/suslova-hmelkova-sharov.pdf

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 78-84. ISSN: 1726-667X. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.78

Горина Е.Н., Байбулатова О.В., Хмелькова О.В. Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 216-219

Хмелькова О.ВСравнительный анализ уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – вып. 1. – С. 74–80.

Хмелькова О.В. Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся на переходных этапах образовательного процесса [Текст] / О.В. Хмелькова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №10. – С. 76-79.

Хмелькова О.В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Том 5. – Номер 5. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN517.pdf.

Хмелькова О.В. Модель адаптационной готовности школьника к динамической образовательной среде [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – 2017. – № 6 (октябрь). – ART 2530. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2017/2530.htm.

Публикации РИНЦ 

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Адаптационная готовность студентов с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников на 1 курсе обучения (сравнительный контекст) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (60). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/adaptatsionnaya-gotovnost-studentov-s-ovz-i-normativno-razvivayushhikhsya-sverstnikov-na-1-kurse-obucheniya-sravnitelnyj-kontekst.html (Дата обращения: 19.07.2021)

Хмелькова О.В. Тенденции выбора адаптивных стратегий поведения подростков в условиях динамичной образовательной среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-vybora-adaptivnykh-stra... (Дата обращения: 29.10.2020)

Хмелькова О.В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности в системе общего и специального образования [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Доступная среда для людей с ограниченными возможностями (технологический и социальный контексты инклюзии с позиций конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями): материалы VIII Восточно-Европейской научной конференции ICEVI-Europe. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. – 2019. – 230 с. – С. 115-120.

Хмелькова О. В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности в системе общего и специального образования [Текст] / О.В. Хмелькова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. научн. ст. IV Региональной научно-практической конференции (с международным участием). – Гродно: ГрГУ, 2017. – 144 с. – С. 115-120.

Хмелькова О.В. Направления и условия развития адаптационной готовности школьников к профессиональному образованию [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28 апреля 2017 года). – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2017. – С. 226-231.

Хмелькова О.В. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию адаптационной готовности личности в переходные периоды обучения в условиях поликультурного региона [Текст] / О.В. Хмелькова // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017). – М.: Издательство «Перо». – 2017. – 880 с. – С.771-776.

Хмелькова О.В. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года) – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2016. - С. 297-303.

Хмелькова О.В. Роль критических и переходных периодов адаптационной готовности школьников к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2016. –С. 146-152.

Хмелькова Ольга Владимировна. Критерии и показатели адаптированности школьников к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 957-960.

Хмелькова О.В. Условия и пути формирования адаптационной готовности школьников к переходу из начальной школы в основную [Текст] / О.В. Хмелькова // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 468-476.

Хмелькова О.В. Психологические особенности и факторы риска нарушения адаптационной готовности к образовательной среде в переходные периоды [Текст] / О.В. Хмелькова // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества». – Саратов: Изд-во «Саратовский источник». –2016. – С. 459-464.

Хмелькова О.В. Организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к среде образовательной организации [Текст] / О.В. Хмелькова // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 538-543.

Хмелькова О.В. Комплексная система психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде школы [Текст] / О.В. Хмелькова // Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». –2016. – № 22. – С. 77-82.

Хмелькова О.В. Основные теоретические подходы к определению понятия «социальная адаптация» и категорий «адаптивность-неадаптивность» [Текст] / О.В. Хмелькова // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: сборник научных и методических трудов. – Саратов: Издат. центр «Наука». – 2015. – С. 346-352.

Хмелькова О.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к динамической образовательной среде вуза [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (27 ноября 2015 года). – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2015. – с. 77-83.

Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В. Пространственно-временные характеристики динамической образовательной среды детей-сирот [Текст] / О.В. Хмелькова, Ю.В. Селиванова // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». - Саратов: Издательство «Саратовский источник». – 2015. – с. 223-227.

Участие и организация конференций: 
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2021: цифровизация образовательной среды» , Саратов, Россия, 2021 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху», Саратов, Россия, 2021 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2021: проблемы современной социальной психологии личности», Саратов, Россия, 2021 г.
Стратегическая сессия молодых ученых Приволжского федерального округа «Наука молодая: траектория открытий» , Саратов, Россия, 2021 г.
VII Республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы», Гродно, Беларусь, 2020 г.
Повышение квалификации: 
Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: организация образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС О УО (ИН), АНО ДПО «Просвещение-Столица», 2019 г.
Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Использование новейших технологий в организации образовательного процесса, ЧОУ ДПО «Поволжская Экспертная Академия», 2020 г.
Организация образовательного пространства для лиц с ОВЗ и инвалидностью, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2020 г.
Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин, АНО ВО «Университет Иннополис», 2021 г.
Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ, ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 2021 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании, ИДПО ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2022 г.