Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Сурдопедагогика» реализуется на факультете психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

- образовательный и коррекционно-развивающий процесс для обучающихся с нарушениями слуха.

Задачи профессиональной деятельности выпускника:

- обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с нарушениями слуха;

- планирование педагогической деятельности, выбор и использование методического и технического обеспечения для реализации адаптированных образовательных программ; разработка программно-методического обеспечения;

- педагогическое сопровождение реализации образовательных маршрутов обучающимися с нарушениями слуха.

Сурдопедагог – специалист, который обучает и воспитывает глухих и слабослышащих детей, проводит реабилитацию детей с кохлеарными имплантами.

Особенности профессии

Суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире.

Сурдопедагог учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв). Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах. Также они нужны в медицинских учреждениях (сурдологических центрах), в консультационно-реабилитационных центрах.

Важные качества

Терпение, выдержка, чувство долга, артистизм, любовь к детям, уверенность в победе, хороший интеллект, стремление к постоянному самосовершенствованию.

Знания и умения

Сурдопедагог должен знать особенности психологии глухого ребёнка (как он воспринимает мир, как трактует те или иные понятия и т.д.), знать основы физиологии слуха, владеть методиками работы с глухими детьми, в совершенстве владеть жестовой речью и дактильной азбукой.