Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Развитие творческой личности - наука или искусство? Как распознать и раскрыть творческое дарование? Как одаренной личности найти свой путь, реализовать себя в профессиональной деятельности? Этими вопросами задаются многие из тех, кто вовлечен в работу с творческими и одаренными учащимися в системе основного и дополнительного образования, проблематику психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, психологическое консультирование по проблемам самопознания, профессионального самоопределения; управление персоналом инновационных коллективов.  

Магистерская программа «Психология творчества», реализуемая Факультетом психологии совместно с Институтом искусств – объединяет научный и эстетический подходы к развитию личности и познанию культуры, что делает эту программу уникальной.

В процессе обучения в магистратуре студенты изучают классические для психологического направления подготовки дисциплины: 

«Психологическое консультирование и психологическая профилактика», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Научные школы и теории в современной  психологии», «Методологические проблемы психологии», «Качественные и количественные методы психологии», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Статистические методы в психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования». 

Уникальность магистерской программы составляют дисциплины, направленные на теоретическую рефлексию творческой личности, коллектива, творческого процесса, а также восприятия результата художественного и литературного творчества, развитие творческих способностей, применение методов терапии искусствами.   

Дисциплины  «Психология творчества и одаренности»,  «Когнитивные основы творческих способностей», «Психология искусства», «Психология литературно-художественного творчества», «Психология детской одаренности», «Педагогические технологии в развитии детской одаренности», «Основы анализа продуктов художественного творчества», «Психология литературно-художественного творчества», «Психология восприятия художественного текста», «Интерпретация как творческий процесс» позволяют расширить спектр теоретических представлений о психологических закономерностях творческого процесса, одаренной, творческой личности, психологических закономерностях восприятия произведений искусства как творческого действия.  

Дисциплины «Креативные индустрии», «Талант-менеджмент», «Психологические технологии управления творческими процессами в группе», «Психология инновационной деятельности», «Тренинг креативности» формируют навыки и компетенции, необходимые для психологического сопровождения управления персоналом, развития креативности и инновационного потенциала коллектива, планирования карьеры талантливых сотрудников и лидеров. 

Дисциплины «Методы терапии искусством в психологическом консультировании», «Арт-терапия в системе современной психотерапии», готовят магистрантов к применению методов терапии искусствами в оказании психологической помощи. Практикумы по живописи, театральному и вокальному искусствам способствуют эстетическому развитию обучающихся и позволяют наилучшим образом сформировать способность применять методы терапии искусствами в оказании психологической помощи отдельным лицам; учебным и трудовым коллективам.

В ходе освоения дисциплины «Психодиагностика творческих способностей» магистранты научаются применять существующие и разрабатывать новые методы и методики диагностики творческих способностей, одаренности, креативности для решения практических и научно-исследовательских задач.

Сферы профессиональной деятельности выпускника магистратуры «Психология творчества»: 

  • Образование и наука (Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования). 

  • Социальное обслуживание (Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»).

  • Административно-управленческая деятельность (профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»). 

Обучающиеся готовятся к экспертно-диагностическому, консультативному, коррекционно-развивающему типам задач профессиональной деятельности.

В ходе обучения студенты магистранты осваивают предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» универсальные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, обусловливающие направленность магистерской программы.

Уникальными компетенциями выпускников магистерской программы «Психология творчества» являются:

  • способность планировать, осуществлять, обобщать результаты научно-обоснованного психологического исследования с целью разработки новых и проверки валидности существующих методов диагностики творческих способностей, одаренности, креативности.

  • способность применять существующие и разрабатывать новые методы диагностики творческих способностей, одаренности, креативности для решения задач практической деятельности, анализировать и обобщать результаты практической деятельности.

  • способность осуществлять консультирование клиентов по проблемам самопознания, развития способностей, профессионального самоопределения, вопросам взаимоотношений творческих и одаренных личностей в учебном и производственном коллективе и другим вопросам развития творческой личности и развития персонала.

  • способность осуществлять консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по созданию образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, преодолению психологических проблем обучения творческих и одаренных обучающихся.

  • способность разрабатывать и реализовывать совместно с другими специалистами программы коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской и педагогической работы, направленной на развитие творческих способностей, управление творческими коллективами, профилактику трудностей творческой личности в общении в учебном и рабочем коллективе, а также на развитие персонала

  • способность применять методы терапии искусствами в оказании психологической помощи отдельным лицам (клиентам) и социальным группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; учебным и трудовым коллективам.

способность разрабатывать и реализовывать планы проведения коррекционно-развивающих занятий по выявленным проблемам обучающихся и работников с применением методов терапии искусствами.

Магистратура «Психология творчества» ставит своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов в области психологии, обладающих глубокими знаниями, на высоком уровне мастерства владеющих специальными методами работы и способных к самостоятельной практической, исследовательской и педагогической деятельности. 

Особенностью магистратуры является подготовка специалистов для креативных индустрий, инновационного производства и образования. 

Магистры  могут работать в качестве менеджеров по персоналу, психологов-консультантов, педагогов-психологов, а также подготовиться к поступлению в аспирантуру по Психологическим наукам и последующей работе в научных организациях и высших учебных заведениях.

 

Руководитель магистерской программы – кандидат психологических наук Анна Юрьевна Смирнова

Соруководитель — директор Института искусств, доктор педагогических наук, профессор Инга Эрленовна Рахимбаева