Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

IX. УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА*
*из книги: Саратовская высшая геологическая школа: к 75-летию геологического факультета Саратовского государственного университета и 70-летию НИИ геологии СГУ / Составители: Л.А. Годин, В.Н. Семенов.- Саратов: Издат. центр «Наука», 2007. 256 с. 


В системе подготовки геологов любых специальностей важное место принадлежит учебным полевым практикам призванным закрепить знания, приобретенные при изучении теоретических курсов и научить применять эти знания умело увязав их с наблюдаемыми природными явлениями и геологическими объектами. Основной задачей при этом становится обучение студентов приемам и методам полевых геологических исследований, ибо от качества проведенной практики во многом будет зависеть уровень квалификации будущего специалиста.
Учебный план геологического факультета СГУ составлен так, чтобы теоретические курсы, как правило, опережали учебные практики, как общегеологические, так и специализированные.

К общегеологическим практикам на факультете относятся:
- 1-ая геологическая по общей геологии после 1-го курса,
- 2-ая геологическая по геологическому картированию после 2-го курса.

Учебная полевая практика по геологическому картированию

Студенты 2-го курса геологического факультета проходят учебную полевую практику по «Структурной геологии и геологическому картированию» в 2 этапа и на 2-х разных полигонах. Более 50 лет этот вид практики курирует кафедра «Исторической геологии и палеонтологии».

Первый этап начинается, как правило сразу после окончания летней экзаменационной сессии (обычно это конец мая - начало июня) и проходит, вот уже более полувека, на полигоне общей площадью ~30 км2 в районе г. Жирновска Волгоградской обл. на правом берегу р. Медведица.

Выбором этого, весьма удачного для проведения учебной практики, места мы обязаны доцентам кафедры «Историческая геология и палеонтология» С. П. Рыкову и Г. С. Карпову, хорошо знавшим этот район еще с конца 40-х гг., когда они вели здесь геологическую съемку, работая в геологических партиях.

В качестве учебного, полигон начал осваиваться с 1951 г., когда первые пробные маршруты имели характер автомобильной экскурсии с длительными остановками для описания наиболее интересных геологических объектов.

Первый палаточный студенческий лагерь появился здесь в июне 1952 г. Расположен он был на правом берегу р. Медведица в приустьевой части Мельничного оврага в непосредственной близости от рабочего поселка Жирное. Год спустя (1953) место расположения было перенесено выше по долине в приустьевую часть оврага Большого Каменного, где на высокой пойме р. Медведица располагается теперь уже базовый лагерь геологического факультета СГУ со своей водяной скважиной, благоустроенным пищеблоком и полевой столовой, обеспеченными подачей газа, стационарными каркасами для многоместных палаток, туалетом и прочими удобствами, что создает условия для нормальной полевой жизни студенческого лагеря в 150-250 чел. Лагерь снабжается электроэнергией и телефонной связью с г. Жирновском. Расположен полигон на территории крупного нефтяного промысла, что дало со временем возможность проводить здесь и практику по бурению скважин.

Организация стационарной базы позволила в дальнейшем расширить содержание практики, дополнив ее практиками гидрогеологической игеофизической. Появилась возможность организации небольших полевых лабораторий (фотографической, гидрохимической). К руководству практикой стали привлекаться преподаватели других кафедр, в том числе и физкультуры, и сотрудники НИИ Геологии при СГУ.

Вместе со студентами дневного отделения геологического факультета проходили учебную практику в Жирновске и студенты-вечерники, студенты геоморфологического отделения географического факультета и школьники-слушатели школы юного геолога.

Некоторое время на территории полигона проводили свою практику преподаватели местного нефтяного техникума, что расширило и обогатило общением факультет и, родственный по профилю, техникум. Для тех и других возникшее сотрудничество оказалось весьма полезным. Не забывая, что основная задача учебной практики студентов после 2-го курса заключается в обучении методам и приемам полевых геологических наблюдений - изучению и описанию обнажений, сбору и оформлению документации образцов горных пород и ископаемой фауны, увязки обнажений, составлению разрезов и геологических карт, отметим, что описываемый полигон для решения поставленных задач был практически идеальным для района с типичным платформенным режимом развития.

Несколько параллельно ориентированных оврагов на сравнительно небольшой площади полигона обнажают вкрест простирания слои различных, в литологическом и возрастном отношении, пород от средне-верхнекаменноугольного, средне- и верхнеюрского до мелового и четвертичного возраста. В тектоническом плане они участвуют в строении западного, достаточно крутого крыла, крупной брахиантиклинальной складки, что хорошо наблюдается и улавливается большинством студентов уже в первых рекогносцировочных маршрутах при визуальном обзоре полигона с одного из наиболее высоких участков рельефа в центральной части территории. Ту же высоту преподаватели, ведущие рекогносцировку, используют для визуального осмотра и выявления речных террас, оврагов, балок и других форм рельефа, что наглядно убеждает в пользе рекогносцировок, как первых, так и последних, после завершения полевых работ.

Достаточно хорошо обнаженные участки в склонах оврагов позволяют студентам вести самостоятельно описания и зарисовки, отбирать образцы горных пород, находить остатки окаменелой органики, пользоваться горным компасом и вести геологическую карту.
Особое внимание обращается на изучение и описание обнажений, точность привязок и нанесения их на карту.
Многое зависит от мастерства преподавателя, его умения учить и проверять. Особенно это необходимо в первые дни практики.
Работа в поле продолжается до 2-3 часов пополудни. После чего следует возвращение на базу, обед и послеобеденный отдых, а затем под руководством и контролем преподавателя ведется т. н. камеральная обработка, собранного в течение дня материала, уточнение записей, сделанных в поле и т. п., подготовка к следующему маршруту.

Для работы в течении всего полевого периода практики студенты разделяются на бригады по 4-5 чел. Ответственным за состояние дел в бригаде назначается руководством лагеря бригадир. В бригаде на каждый рабочий день назначаются: начальник отряда, геолог, коллектор и рабочий. Эти обязанности выполняются по очереди, что позволяет каждому члену бригады, в течение практики, ежедневно выступать в разной роли. Рабочий день в лагере начинается организованно, назначенный на текущий день начальник отряда проверяет готовность к маршруту и уточняет его направление, планирует время возвращения и осуществляет руководство бригадой в течении всего дня до отбоя.

Лагерь, как правило, живет на полном самообслуживании. Поэтому существует, утвержденный хозяйственной комиссией, график дежурств бригад на пищеблоке, в обязанности которых входят заготовка продуктов и приготовление в течение дня пищи, контроль за выполнением распорядка дня. Дежурные бригады в день дежурства от полевых маршрутов освобождаются. Они же следят за санитарным состоянием территории лагеря. В конце полевого периода в бригадах организуется приемка полевых материалов, аналогичная приемке на производстве, после чего бригады допускаются к камеральной работе.

В камеральный период каждая бригада составляет отчет, содержание которого примерно соответствует производственному, за каждым членом бригады закрепляются написание отдельных глав и графических приложений.

При выяснении недостатков, неточностей или грубых ошибок, допущенных во время полевых маршрутов и обнаруженных только в дни написания отчета, студенты, допустившие оплошность в работе, или вся бригада могут быть направлены руководителем для исправления ошибок в дополнительные маршруты на соответствующие участки полигона.

Итогом прохождения практики является отчет, который каждая бригада защищает перед комиссией здесь же на полигоне. На защиту комиссии представляются сам отчет и вся необходимая графика (геологическая карта, геологические разрезы, различные схемы и графики). При защите демонстрируются характерные для изученного района, образцы горных пород и фауны, отобранные в обнажениях. Наиболее интересные и ценные находки в дальнейшем, как правило, пополняют музейные коллекции соответствующих кафедр.

В защите отчета участвуют все члены бригады, и вопросы по всему материалу задаются каждому студенту. Результатом успешной защиты является зачет и допуск к прохождению второго этапа практики.

Завершался первый этап практики обычно торжественной линейкой, спуском лагерного флага и прощальным костром.
Второй этап практики у студентов гидрогеологической специальности начинается на следующий день в пределах того же Жирновского полигона и является логическим продолжением предыдущего этапа, но целью его и задачей на следующие 3 недели было обучение студентов-гидрогеологов картированию, но уже гидрогеологическому.

Предыдущая практика являлась в этом случае геологической основой для гидрогеологических исследований.
Выбору этого полигона для решения гидрогеологических задач способствовало, прежде всего наличие геологической карты, составленной самими студентами в первый этап практики, и уже готовая и обжитая учебная база с необходимым оборудованием и снаряжением.
Главным же, если не основным, было чрезвычайно благоприятное геологическое строение местности, обусловившее образование здесь грунтовых и напорных вод, доступных для картирования и условий для проведения разнообразных опытно-фильтрационных работ с целью построения различных специальных гидрогеологических карт.

Более подробно о проведении гидрогеологической практики мы расскажем в соответствующем разделе нашей книги, а сейчас вернемся ко второму этапу практики по геологическому картированию, который студенты остальных специальностей (нефтяники, геофизики и т. н. геологи широкого профиля) более полутора десятка лет проходили на Северном Кавказе в 52 км южнее г. Майкоп, на реке Белой в районе станицы Даховская.

Этот полигон, как и Жирновский, был рекомендован в качестве учебного полигона уже известным нам сотрудником кафедры исторической геологии доц. С. П. Рыковым, не единожды побывавшим предварительно на этой территории.

Здесь, в условиях молодой складчатой страны, на протяжении четырех недель после платформенного Жирновска, студенты получали счастливую возможность изучать геологическое строение и вести картирование в специфических условиях горной складчатой страны.
Прекрасные в своем величии и монументальности многометровые по высоте скальные обрывы оксфордских известняков, «бронирующих» рельеф и создающих его классически выраженные, куэстовые формы, не менее четко и наглядно представленный обращенный рельеф г. Гуд, потрясающие своей красотой и разнообразием форм отпрепарированные складки метаморфизованных известняков нижнего триаса в склонах долины р. Белой, все это очаровывает и потрясает не только студентов, но и преподавателей, кому не пришлось, в свое время, работать в горных районах.

Добавим к этому классически выраженные угловые несогласия триасовых алевролитов с оксфордскими известняками у окраины пос. Каменномостский, типичные для этих мест разрывные нарушения в долине ручья Мишоко и в обрывистых склонах долины р. Дах у ст. Даховской.
С юга полигон ограничивается Даховским гранитным массивом, три остроконечные вершины которого, т. н. «Трезубец», хорошо видны из всех точек центральной части района (ст. Даховская). В пределах гранитного массива р. Белая резко суживает свое русло, а обнажения гранитов следуют одно за другим на многие десятки метров вдоль автодороги Даховская-Хамышки-Гузерипль. Основная часть гранитного массива представлена здесь нормальными розовыми гранитами, с характерной для них столбчатой отдельностью, и широким развитием трещин, расчленяющих породу на многочисленные блоки, на поверхностях которых студенты могут наблюдать классически выраженные зеркала скольжений.

Объектом особого интереса здесь могут служить жилы и жилоподобные тела, более молодых по возрасту, аляскитовых гранитов, кварцевые жилы с пиритом и халькопиритом, приконтактовые зоны сочленения гранитов с вмещающими породами и весьма характерное для таких зон присутствие ксенолитов.

На отдельных участках здесь можно наблюдать, описывать и зарисовывать постепенные переходы от обычных розовых гранитов к сероватым или серым грано-диоритам.

Считается, что среди описанных разностей можно встретить и пегматоидные.
В непосредственной близости от описываемых мест располагается хорошо оборудованный поселок с кодовым названием «Никель». В 60- гг. прошлого века здесь вела разведочные работы на барит крупная ГРП. О былых временах напоминают теперь лишь полуразрушенные примитивные подвесные средства для переправы рабочих с берега на берег, да заброшенные штольни.

Сегодня в поселке базируется студенческий лагерь геологического факультета Ростовского госуниверситета.
Студенческий лагерь геологического факультета СГУ в начале 60-х - середины 70-х гг. располагался в непосредственной близости от ст. Даховской, на высокой правобережной террасе долины р. Белой. Здесь, на т. н. «Солдатской поляне» как и в районе Жирновска, организовывался палаточный лагерь, живший и работавший на полном самообслуживании в течение всего четырехнедельного пребывания на практике. Распорядок дня и все остальные законы общежития и трудовой жизни, не исключая и прощального костра, соблюдались как и на первом этапе практики. Поэтому повторять их заново нецелесообразно.

В заключение, мы с глубоким сожалением, должны сообщить уважаемому читателю, что все описанное здесь относится пока к событиям более чем 20-ти летней давности, ибо последний палаточный лагерь нашего факультета стоял здесь последний раз в 1977 году.

Не вдаваясь в детали и подробности событий, приведших к ликвидации второго этапа практики студентов 2-го курса на Северном Кавказе, мы с удовлетворением и некоторой надеждой на лучшее будущее отмечаем, что 2005 г. войдет в историю нашего факультета как год возрождения и «реабилитации», незаслуженно «усыпленной», практики второго этапа 20 лет назад. И новой ласточкой, возвестившей о грядущих переменах к лучшему, была группа геофизиков 2-го курса, направленная в этот район и успешно прошедшая там летом 2006 г. практику, пока правда, только геофизическую. Ну что же, как говорится, «В добрый путь». 

Лагерь на Кавказе
Студенческий лагерь на Северном Кавказе (район станицы Даховской), 1966 г.
День Нептуна
«День Нептуна» (Жирновская практика, 1970-е годы)
Спорт
Соревнования по перетягиванию каната (Жирновская практика, 1960е годы)
Преподаватели
Доцент С.П. Рыков и ассистент А.Н. Кукуев наблюдают за соревнованиями (Жирновская практика, 1962 г.)
Зарядка
Утренняя зарядка (Жирновкая практика, 1970-е годы)
Камеральные работы
Профессор В.Г. Очев проводит камеральные работы (Жирновская практика, 1970-е годы)
На разрезе
«Полевые бригады» на разрезе (Жирновская практика)
Измерения
Измерение элементов залегания пласта (Жирновская практика, 1980е годы)