Сергеенко Мария Ефимовна (1891–1987) — доктор наук, профессор, переводчик, лектор кафедры классической филологии (1917-1922), доцент кафедры всеобщей литературы (1922-1929) Саратовского университета.
В 1910 окончила черниговскую женскую гимназию, в 1910-16 гг. училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов, где занималась на отделениях классической и всеобщей истории. В 1916 г. по представлению Ф.Ф. Зелинского была оставлена на год для совершенствования при кафедре древней литературы Бестужевских курсов с присуждением стипендии им. Е.И. Лихачевой. С осени 1915 начала преподавать латынь в частных гимназиях Петербурга. Осенью 1917 г. приглашена лектором латинского и греческого языков Саратовского университета, где работала бок о бок с С.И. Протасовой, В.Я. Каплинским, П.Г. Любомировым м Г.П. Федотовым. В 1920 сдала магистерский экзамен, 1922 получила ученое звание доцента. В 1926 представила в сборник в честь С.А. Жебелева свою первую статью – «Первая элегия Тибулла (К вопросу о ее композиции)». После исключения из университетской программы древних языков читала лекции по античной истории, по античной и западноевропейской литературе; вела семинары по немецким авторам на германском отделении, работала в библиотеке университета; руководила кружком любителей классической филологии, одним из участников которого был А.И. Доватур, в дальнейшем заведующий кафедрой классической филологии ЛГУ и ее соавтор. Среди учеников М.Е. Сергеенко был и Н.И. Вавилов, чей интерес к античной ботанике и агрономии дал толчок новому направлению ее исследований – изучению римского сельского хозяйства. В 1929, не видя возможности работать по специальности в Саратове, переехала в Ленинград. Работала в Публичной библиотеке (1931-34), в Первом мединституте (1932-35), в Институте истории науки и техники АН СССР (с 1932 г.), где принимала участие в создании Сектора истории агрикультуры. Восходящие в саратовскому периоду научные интересы реализовались в работе над комплексной темой «Происхождение домашних животных», в участии в создании латинско-русского словаря ботанических слов, предпринятого ВИР по инициативе Н.И. Вавилова. Исследовала античные источники по агрономии и пришла к выводу о спорности таких общепринятых положений, как отказ от полевых культур и переход к виноградарству и садоводству. Итогом занятий стало появление ряда работ: «Из истории италийского огородничества», «Очерк развития римской агрономии», «Колумелла и Варрон как животноводы», «Предтечи прикладной ботаники в античном мире», «Удобрение хлебных полей в древней Италии», «Два типа сельских хозяйств в Италии I в. н.э.» и др.
Во время войны продолжала работать в блокадном Ленинграде, преподавая латинский язык и сделав перевод «Исповеди» Блаженного Августина. В 1943 защитила докторскую диссертацию по совокупности работ о римском сельском хозяйстве. В 1948 получила ученое звание профессора. После возвращения университета из эвакуации она преподает в нем на кафедре классической филологии, одновременно работая в Институте истории и заведуя кафедрой в 1-м Медицинском институте. В послевоенные годы Мария Ефимовна много преподает, пишет и переводит из древнеримской литературы. В 1974 г. она уходит на пенсию и занимается в основном переводами отцов Церкви, которые анонимно публикуются в «Богословских трудах».
Награждена медалями “За оборону Ленинграда”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945”.
Библиография
Помпеи. М.; Л., 1949.
Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. 1958.
Ученые земледельцы древней Италии. Перевод с латинского и комментарии к трактатам по земледелию Катона, Варрона, Плиния Старшего, Колумеллы.
Падение Икара. М., 1963.
Жизнь древнего Рима. М.; Л., 1964.
Простые люди древней Италии. М.; Л., 1964.
“Колумбарий Статилиев Тавров” // Вест. древ. истории. 1964. № 4.
Земледелие Древнего Рима. Л., 1968.
Ремесленники Древнего Рима: Очерки. Л., 1968.
О христианстве в Помпеях и Геркулануме // Богословские труды. 1973. Т. 10. С. 59–66.
О блаженном Августине // Богословские труды. 1976. Т. 15. С. 3–24.
Блаженный Августин как катехизатор // Богословские труды. 1976. Т. 15. С. 55–60.
Гонения Деция // Вестник древней истории. 1980. №1. С. 171–176.
Карфагенский епископат времени святителя Киприана // Богословские труды. 1985. Т. 26. С. 222–223.
Воспоминания о Бестужевских курсах и Саратовском университете // Вступ. ст., публ. И коммент. Т.В.Андреевой // Деятели русской культуры XIX-ХХ . СПб., 2001. вып.2. С.280-303.
Переводы
Катон. О земледелии. М.; Л., 1950.
Плиний Младший. Письма. М.; Л., 1950 (2-е изд.: М., 1982, пер. совместно с А. И. Доватуром).
Арриан. Поход Александра. М.; Л., 1962.
Блаженный Августин. Об обучении оглашаемых // Богословские труды. 1976. Т. 15. С. 25–55.
Блаженный Августин. Исповедь // Богословские труды. 1978. Т. 19. С. 71–22.
Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. 1981. Т. 22. С. 139–177.
Тертуллиан. Апология // Богословские труды. 1984. Т. 25. С. 169–202.
Письма священномученика Киприана, епископа Карфагенского // Богословские труды. 1985. Т. 26. С. 181–221.
Тертуллиан. О покаянии // Богословские труды. 1985. Т. 26. С. 224–233;
Тит Ливий. История Рима от основания города.. (3-я декада). Серия «Лит. памятники». М., 1989; Т. 2. М., 1990.